Уход богатыря Алмамбета от своего народа
Когда же прошло девять месяцев и Алтынай пришло время родить, она, втайне от хана Азиза, приехала к своим родным. Поднимется – болит спина, все тело ноет, ноги ее отекли, но никак она не смогла разродиться. Она вся корчилась от боли, она приготовилась распрощаться с жизнью своей, шесть дней у нее были родовые схватки, и все тело разрывалось. Она уж и смерть готова была встретить без страха, поэтому скрылась она в широкой степи. Там она вдали от людских глаз, вдали от людских пересудов родила Алманбета, который появился на свет со сгустком крови на детских ладонях. В этот день в императорском Пекине разразилось землетрясение, и семь дней подряд беспрерывно лил ливень.
Алтынай надела на шею сыну амулет и, не показывая никому, три месяца воспитывала его у своих родителей, и только затем отправила сообщение в Пекин. На что только не идет женщина, насколько хитры ее замыслы: украсив сына золотыми украшениями, она преподнесла его хану Азизу, при этом рассказав, что родила от него, и сын теперь будет сильнее отца.
Осторожный хан Азиз тут же заподозрил что-то и подумал: "Эта мастерица, к тому же юная красавица, уж не могла ли она родить от какого-нибудь калмака, который часто бродит по ночам, или же от монаха, разодетого в синее платье? Если же от меня родился он, то буду воспитывать его сам, а если же он ублюдок, то отрублю ему голову". Подумал так и, поверив на слово лживым прорицателям, собрал со всего Пекина гостей, открыл собственную казну, рассыпал перед людьми злато-серебро и справил пиршество, какого не видывали люди ни в кои века.
Как он мечтал о сыне, наконец вот обрел его, так что велел надеть на шею ему почетную золотую иконку и отдал на воспитание шестидесяти няням.
К тому времени его гнедая кобыла тоже принесла приплод – жеребенка по кличке Сарала.
Когда Алманбету исполнилось шесть лет, оскорбленный хан Азиз позвал к себе сына.
– Дорогой мой сынок Алманбет, много лет я был вынужден оставаться бездетным. Из-за этого я долго терпел унижения от этого китая, собаки Конурбая. Теперь ты верни мне мои земли, а если не можешь, то хотя бы погибни мужественно. А если вернешься живым, то увидишь ты много хорошего. Внизу у одноглазого есть земля, которая зовется Суук-Тор, там есть озеро Аберден, где обитает шестидесятиглавый дракон, пойди поучись у него. Он научит тебя, как быстро сделать небо пасмурным, как разразить гром среди ясного дня, научит также тому, как сделать, чтобы пуля тебя не брала, и еще он научит тому, как сжигать людей взглядом. Надень золотые доспехи на себя, воссядь на пекинский трон по возвращении оттуда, правь императорской столицей, а если Конурбай посягнет на наши земли, устрани его. Сыночек мой дорогой, честно признаюсь, много людей похаживало туда к дракону, но не было никого, кто бы вернулся живым. Из императорского Пекина множество юношей ходило туда, пытаясь поучиться у дракона, но все они были уничтожены. Садись на скакуна Саралу и поезжай выучись шесть лет.
Так проводил хан Азиз к дракону шестилетнего своего сына Алманбета, надев на него крепкие доспехи, усадив на скакуна Саралу.