Яндекс.Метрика

К. Рахматуллин. Творчество манасчи

3. Бытовые события

Вначале остановимся на тех событиях бытового характера, которые описаны у обоих манасчи.

1. Рождение и детство Манаса. У Сагымбая этот раздел начинается с изложения родословной героя. Здесь сжато рассказывается, что Манас является сыном Джакыпа, внуком Ногой-хана и правнуком Кегей-хана. Далее повествуется о том, что китайцы, напав на киргизов, победили Ногоя и его сыновей и разослали их в разные места. Отец Манаса — Джакып — попал на Алтай, где живя среди калмыков, разбогател, но до 48 лет не имел детей. Грустя и печалясь по этому поводу, он молит небо послать ему ребенка. Однажды Джакып и его две жены видят чудесный сон. Устраивается пиршество, на котором некий Байджигит разгадывает сны и предсказывает появление у бездетных родителей сына-богатыря. Через три года у старшей жены Джакыпа Чыйырды рождается необыкновенный мальчик. Во время торжественного пиршества ребенку дают имя — Манас.

Дальше следует описание детских лет Манаса. Он растет большим шалуном. Чтобы умерить проказы мальчика, отец отдает его на воспитание пастуху Ошпуру как бы в наймы, скрыв от Манаса истинную цель своего поступка. Но мальчик продолжает проказничать. Он собирает вокруг себя сверстников, режет ягнят, отбирает у старика калмыка огниво и т. д. Ошпур просит Джакыпа взять Манаса обратно.

Когда за Манасом приезжает отец, разыгрывается конфликт с калмыками, которые нападают на табунщика, избивают его и угоняют лошадей. Встретив Джакыпа, они начинают избивать и его. Манас бросается защищать отца, громит калмыков и убивает их главаря. После того калмыки нападают на киргизов и дальше развертываются события, о которых мы уже рассказывали выше в разделе о военных эпизодах.

После перечисленных событий к Манасу прибывает посланник пророка Мухаммеда — Айкоджо и передает ему подарок пророка — вооружение. Манас принимает мусульманство и, возвращаясь после встречи со святым Айкоджо, по пути убивает страшное сказочное чудовище. После боя Манаса с великанами, посланными Эсен-ханом, киргизы, по совету Джакыпа, решают избрать его ханом, чтобы он воглавил их борьбу против китайцев.

Этим Сагымбай заканчивает раздел о рождении и детстве Манаса и дальше переходит к описанию его походов.

У Саякбая рассказ о рождении и детстве Манаса тоже начинается с изложения родословной героя. Hо, в отличие от сагымбаевского варианта, здесь приводится ряд событий, предшествовавших изгнанию Джакыпа на Алтай.

У Саякбая Манас — сын Джакыпа, но внук не Ногой-хана, а Кара-хана; по Сагымбаю, Джакып имеет трех братьев, т.е. всего их было четверо, а у Саякбая — восемь.

По варианту Саякбая, после смерти Кара-хана китайцы покорили и разграбили киргизов. Старейшины последних, собравшись на совещание, ищут выхода из создавшегося положения. В это время на них опять нападает китайский хан Алооке, и тогда восемь братьев во главе с Джакыпом выступают против китайцев, громят их караваны. Это служит поводом к новому походу Алооке. Вторично разграбив киргизов, он рассылает всех восьмерых братьев в разные места. Джакып с 40 юртами попадает на Алтай.

Далее следуют события, происходящие на Алтае, причем у Саякбая картины, связанные с рождением Манаса, и отдельные места из его детства почти совпадают с описанием Сагымбая.

Киргизы, поселившись на Алтае, работают на калмыков. Постепенно крепнут их хозяйства. Джакып становится богатым хозяином. Но у него нет детей, о чем он не перестает печалиться.

В это время кудесники Эсен-хана предсказывают появление у киргизов мальчика по имени Манас, который будет угрозой для китайцев. Эсен-хан решает немедленно разыскать этого мальчика и посылает за ним людей. Начинаются поиски еще неродившегося Манаса. Китайцы уводят другого мальчика по имени Джар-Манас, сына самаркандского ишана, и сажают его в темницу.

Дальше описывается чудесный сон Джакыпа, значение которого, разгадывает мудрый старик Акбалта. Через несколько лет после этого старшая жена Джакыпа Чыйырды рожает удивительного мальчика. В связи с его появлением на свет устраивается пиршество и новорожденному дают имя — Манас, в целях же сокрытия от врагов, присваивают младенцу другое имя — Чон-Джинди.

Затем идет повествование о детских годах Манаса. Он растет большим шалуном и проказником, избивает 80 калмыцких детей, напавших на его товарищей. Отец отдает мальчика пастуху Ошпуру, но Манас и здесь продолжает свои шалости. Собрав сорок мальчиков, он режет больше 1000 ягнят и устраивает пиршество, во время которого убивает калмыцкого богатыря Канджаркола, напавшего на его сверстников, и отбирает у старика калмыка огниво. В связи со всеми этими событиями Джакып намеревается откочевать с Алтая.

После первых столкновений Манаса с калмыками и китайцами говорится о приходе к нему святых и принятии им мусульманства. Святые дарят ему кольчугу.

По совету Акбалты Манас едет в Среднюю Азию для встречи с Кошоем. Побыв у него, он едет обратно на Алтай. Этим кончается у Саякбая раздел "Рождение и детство Манаса".

В данном варианте отсутствуют такие события, как избрание Манаса ханом (Саякбай дает его значительно ниже) и ряд военных столкновений.

У Сагымбая же нет описания политических событий и военных эпизодов, предшествовавших рождению Манаса, а также поездки его к Кошою.

Значительное различие вариантов состоит в том, что Саякбай особенно подчеркивает и шире описывает чужеземный гнет, испытываемый киргизами.

2. История Алмамбета у обоих манасчи составляет большой раздел. В нем рассказывается о рождении, детстве и юношеских годах Алмамбета, о его приходе к казахскому хану Кокче, а затем к Манасу.

По описанию Сагымбая, Алмамбет — сын китайского хана Соорондука, который до старости не имел детей, и молясь своим идолам, просил у них сына-богатыря. Алмамбет рождается необыкновенным ребенком. Он начинает говорить, находясь еще в утробе матери, сказав, что не хочет появляться на свет. Только после того, как ангел вкладывает в его уста имя пророка Мухаммеда и велит выйти из материнской утробы, мальчик рождается, произнося слово "Мухаммед".

На пышном пиршестве, устроенном по случаю его рождения, появившийся святой Хызр дает новорожденному имя Алмамбет. Мальчик растет задумчивым и любознательным. Еще будучи совсем маленьким, Алмамбет расспрашивает окружающих о происхождении неба, земли, звезд, о чужих странах и т.д. Восьми лет он начинает учиться и поражал учителей своими вопросами. Четырнадцати лет он занимает ханский престол. Объезжая города своей страны, он творит справедливый суд. Кудесники предсказывают Эсен-хану грядущую судьбу Алмамбета и советуют, не упуская времени, покончить с ним. Но Эсен-хан не решается на это, боясь мести Соорондука, отца Алмамбета.

Юноша отличается милосердием, спасая многих людей от казни. Когда по обычаю китайцев в честь его приезда собирались казнить людей из числа заточенных в темницу, он везде отменял эти казни. Описывается случай, как Алмамбет казнил чиновника, который в честь его обезглавил четырех заключенных, как он спас юношей и девушек, которых врачи Эсен-хана намеревались умертвить для приготовления особого лекарства против старости.

В варианте Сагымбая описывается, как Алмамбет, встретившись во время охоты с казахским ханом Кокче, по его совету становится мусульманином и, вернувшись, склоняет к тому же своих близких. Но уговоры кончаются тем, что отец приказывает связать юношу. Тогда Алмамбет, убив нескольких великанов, бежит с родины. Его преследует Джолой, а затем Конурбай с многочисленными войсками, но с помощью духов святого Аалы, Рустам-Дастана, Манаса и Кошоя Алмамбет, одолев китайцев, прибывает к казахскому хану Кокче.

У Кокче он живет десять лет, захватывает у калмыков много скота и другого имущества и все отдает Кокче. Соратники казахского хана, завидуя Алмамбету, клевещут на него, рассказав Кокче о мнимой связи Алмамбета с его женой Акэркеч. Кокче оскорбляет Алмамбета и предлагает ему оставить аул. Обиженный Алмамбет собирается уезжать. Акэркеч рассказывает ему о Манасе и советует ехать к нему. Следуя ее совету, Алмамбет едет к Манасу, который перед этим видит вещий сон о его прибытии. Манас с почестями встречает Алмамбета, нарекает его своим названным братом и делает его своим ближайшим соратником.

У Саякбая история значительно отличается от сагымбаевского варианта. Во время Великого похода на горе Талчоку Манас упрекает Алмамбета за то, что он скрыл от него свою осведомленность относительно дорог, ведущих к Бейджину. Тогда Алмамбет сам излагает свою историю и говорит, что Каныкей взяла с него слово ничего не говорить Манасу о Китае и Бейджине.

В варианте Саякбая Алмамбет является сыном одного из могущественных китайских ханов — Азиз-хана, а Соорондук не отец его, а дед по линии матери. У Азиз-хана было 60 жен, но до 70 лет он не имел сына, поэтому сын Эсен-хана — Берукоз и сын Алооке Конурбай оскорбляли и притесняли его. Азиз-хан просит главного китайского хана Кара-хана подыскать ему жену, способную родить сына-богатыря. Кара-хан, пригласив красавиц со всего Китая, устраивает смотр невест, и испытатели-колдуны выбирают дочь Соорондука Алтынай.

Алтынай в это время уже три месяца была беременной от святого луча. Став женой Азиз-хана, она через 6 месяцев родила сына и, скрыв это от мужа, отправила ребенка к своему отцу. Только через три месяца она берет ребенка обратно и объявляет мужу о рождении сына. Устраивается пиршество. Азиз-хан едет к Кара-хану и просит его дать ребенку имя. Кара-хан неприязненно относится к мальчику и под видом испытания бросает его в колодец, который поглощает людей. Подоспевший ангел спасает ребенка. Устраивается пиршество, где внезапно появившийся святой дервиш дает мальчику имя Алмамбет.

С шести до десяти лет Алмамбет учится у дракона и проходит все науки. Когда ему исполняется двенадцать лет, отец велит ему рассчитаться с Конурбаем за прежние обиды. Алмамбет едет к Конурбаю и в единоборстве побеждает его. Конурбай бежит к Эсен-хану и, оклеветав Алмамбета, скрывается. Алмамбет просит Эсен-хана дать ему престол в одном из 40 ханств Бейджина, но Эсен-хан отказывает, ссылаясь на молодость Алмамбета. Обиженный Алмамбет, намереваясь убить Эсен-хана, восемь дней подкарауливает его. Эсен-хан бежит к Кара-хану.

Алмамбет встречает дочь Эсен-хана Бурулчу и влюбляется в нее. Бурулча тоже любит Алмамбета, но требует, чтобы он принял мусульманство. Алмамбет, рассердившись, хочет убить ее, но она спасается бегством.

Из записей в летописях Кара-хан знает, что ребенок по имени Алмамбет будет угрозой для Китая. Эсен-хан и Конурбай тоже настраивают его против Алмамбета. В результате Кара-хан посылает войско и богатырей к Азиз-хану, требует выдать Алмамбета. Юношу уводят к Кара-хану.

Желая хитростью покончить с Алмамбетом, Кара-хан уступает ему свой престол. Но явившийся во сне Алмамбету святой предупреждает его о злых намерениях хана. Об этом же ему пишет мать. Тогда Алмамбет, убив ряд богатырей и захватив заколдованный камень Кара-хана "жай-таш", бежит в свой город.

По возвращении домой он собирается воевать с Бейджином и вербует 40 соратников во главе с рабом Маджиком. Происходит ряд столкновений с китайцами. Алмамбет решает покинуть Китай и перебраться к бурутам-киргизам. Мать и 40 соратников едут с ним. Отец не соглашается стать "бурутом", и Алмамбет по совету матери убивает его. Но Кара-хан, стремясь не допустить присоединения Алмамбета к Манасу, посылает вслед за ним большое войско. Происходят кровавые сражения, в которых принимает участие и мать Алмамбета. И она, и 40 его соратников погибают. Спасаются лишь Алмамбет и Маджик. В поисках киргизской земли они попадают сначала к русским, затем едут дальше, встречаются с казахами и остаются у их хана Кокче.

Дальнейшие события развертываются почти так же, как у Сагымбая. Алмамбет живет у Кокче 6 лет, добывает для него много богатств. Но Кокче не ценит этого. Заподозрив Алмамбета в связи со своей женой Акэркеч, он замышляет погубить его и собирает войско. Акэркеч предупреждает Алмамбета о намерениях мужа и советует ехать к Манасу.

Алмамбет, высказав Кокче свою обиду, уезжает от него вместе с Маджиком. Казахи гонятся за ними, но по настоянию Маджика Алмамбет не трогает их. Отпугнув преследователей, они едут дальше. Прибыв в Бухару, Алмамбет встречается с Бакаем, затем с Каныкей, которая берет с него слово не рассказывать Манасу о Бейджине. После этого Алмамбет едет в Мекку, где встречается со святыми, а затем приезжает к Манасу.

Сличение вариантов  показывает, что история Алмамбета в описании Саякбая богаче событиями и красочнее, чем у Сагымбая. Кроме того, переход Алмамбета к Манасу Саякбай объясняет не только религиозными мотивами, как делает это Сагымбай, но и политическим конфликтом — ссорой с китайскими ханами.

Несколько различен у обоих манасчи и образ Алмамбета. У Сагымбая в образе Алмамбета выступают на первый план черты мыслителя, хотя и подчеркивается его беспредельное мужество, храбрость, физическая сила. У Саякбая Алмамбет — богатырь, обладающий большими знаниями, особенно в военном искусстве.

Наконец, мать Алмамбета у Сагымбая никакой роли не играет, а Маджик вообще не упоминается. У Саякбая мать Алмамбета обрисована как помощница и советчица своего сына, воспитавшая его в мусульманском духе; Маджик — бывший раб, мусульманин, является другом и помощником Алмамбета.

3. Женитьба Манаса на Каныкей у Сагымбая изложена следующим образом. Манас хочет женить Алмамбета. Последнему не нравятся жены Манаса, и он тоже советует ему взять новую жену. Манас соглашается и просит отца подыскать невесту. Джакып отправляется на поиски, но ни одна девушка ему не нравится. Встретив в бухарских землях дочь Темирхана — Каныкей, Джакып находит ее достойной для сына невестой и, договорившись с Темиром, едет обратно.

Выслушав сообщение отца, Манас берет много золота, скота и других даров и с многочисленным войском направляется к Темиру, чтобы жениться на Каныкей. Его встречают с почестями, но Темир, занявшись устройством скота, полученного в дар от Манаса, забывает о госте, и это приводит Манаса в гнев. Он решает идти прямо к Каныкей и, разведав предварительно через Аджибая расположение ее дворца, ночью является к невесте. Манас нравится Каныкей, но желая испытать его, она притворяется будто не знает кто он. Оскорбив жениха, она берет меч и выгоняет героя. Манас, ударив Каныкей ногой, сваливает ее и уходит в сильной ярости. После этого, подняв свое войско, он собирается напасть на город, но Джакып, Кокетей и другие останавливают его. К этому времени приходит Темир и размещает всех гостей в приготовленных для них юртах. Однако тут происходит эпизод, который снова вызывает гнев Манаса: женщины, приставленные для обслуживания Манаса, испуганные его грозным видом, не смеют войти к нему в юрту, и он в течение трех дней остается без пищи. На третий день к нему приходят 40 чоро во главе с Бакаем. Манас в ярости набрасывается на них и бьет их друг о друга. Затем, подняв свое войско, он начинает громить город Темира. Каныкей выходит ему навстречу, просит прощения и этим улаживается конфликт.

Начинается свадебное пиршество. Каныкей с 40 девушками располагается в 40 юртах. Все они предназначаются для 40 чоро Манаса. Выбор невест Манас решает произвести при помощи скачек. Все чоро должны скакать к юртам, та из них, где остановится лошадь витязя, должна принадлежать ему вместе с находящейся в ней девицей. К счастью, лошадь Манаса останавливается у юрты Каныкей, а лошадь Алмамбета у юрты Арууке. Но тут возникает другой конфликт: Арууке не хочет идти замуж за китайца Алмамбета. Тогда Манас отказывается от женитьбы на Каныкей, Арууке, видя, как Манас уважает и ценит Алмамбета, меняет свое решение и все благополучно заканчивается свадьбой обоих героев. После большого пиршества Манас, взяв Каныкей, вместе со своими чоро возвращается в Талас.

У Саякбая женитьба Манаса описана несколько иначе, причем начало событий связано с походом Чубака на Бухару, а также с находкой Манасом щенка Кумайык.

Как было сказано выше, Чубак, побежденный в единоборстве с Каныкей, бежит, преследуемый ею, и встречается с Манасом, который находился на охоте, становится его чоро и рассказывает ему о достоинствах Каныкей, считая ее достойной для Манаса невестой. Во время этой же охоты Манас находит у одного источника щенка — Кумайык, рожденного от птицы. Бакай говорит, что за щенком должна ухаживать женщина, иначе он сбежит. По его мнению, первая жена Манаса — Акылай не справится с этим делом, щенка может вырастить только Каныкей.

Таким образом решается вопрос о женитьбе Манаса на Каныкей. Начинаются приготовления. Прежде всего посылают Аджибая в Талас к Джакыпу, чтобы попросить у него золото, скот и другие ценные подарки для калыма за невесту и для пиршества. Но Джакып отказывается дать что-либо. Аджибай грозит, однако и это не действует, и он возвращается ни с чем. Тогда Бакай решает ехать в Бухару, говоря: "Будем просить руки Каныкей, а если откажут, будем воевать и возьмем ее силой". В Бухаре Бакая встречают с почестями. Отец Каныкей соглашается отдать ее за Манаса. Оказывается, он видел чудесный сон, предвещавший ему это событие.

За Бакаем едет и сам Манас со своими соратниками. Их встречают с почетом. Манас везет на 80 верблюдах золото и другие богатые подарки. Каныкей испытывает Манаса, и он ей нравится. После этого устраивается свадьба.

Манас вручает Каныкей щенка Кумайык, прося ее ухаживать за ним, пока он не вырастет. Каныкей с большим рвением ухаживает за щенком, но тот случайно обжигает себе хвост. Узнав об этом, Манас приходит в ярость и, побив Каныкей, уезжает [1].

Так кончается у Саякбая рассказ о женитьбе Манаса.

В описании Сагымбая это событие насыщено сюжетной интригой, психологически углублено и излагается с интересными деталями. Каныкей приписываются такие качества, как ум, красота, дальновидность. У Саякбая Каныкей наделена чертами богатырши.

4. Встреча Манаса с Бакаем. В варианте Сагымбая сначала рассказывается о приезде к Джакыпу его брата Бая, который является отцом Бакая. Они живут на Тянь-Шане и терпят притеснения от сыновей Орозду — старшего брата Джакыпа. Прослышав о могуществе Джакыпа и Манаса, Бай едет на Алтай, но в пути его задерживает манчжурский хан Нескара и, отобрав у него лошадь, заставляет рыть оросительный канал. В это же самое время Нескара по внушению послушных ему чертей и великанов-колдунов отправляется в поход против Манаса. Пользуясь случаем, Бай садится на осла, едет за Нескарой и его войском, прибыв на Алтай, встречается с Джакыпом и предупреждает его о походе Нескары, а сам остается у Манаса.

С Бакаем Манас встречается уже во время похода на Кашгар. Здесь появляется какой-то святой. Он советует Манасу всегда и во всем слушаться Бакая и исчезает. В этот же день умирает Бай, отец Бакая, и его хоронят с почестями.

У Саякбая встреча Манаса с Бакаем изложена иначе. Через некоторое время после переезда в Талас Манас, обидевшись на отца, уезжает от него и живет с одним святым, потом, приобретя лошадь Аккулу, возвращается в Талас. После этого он едет на розыски своих родственников и где-то около Аулие-Ата встречает одного незнакомого богатыря. Восхищаясь его видом, он заводит с ним разговор. Оказывается, это Бакай, который тоже выехал на поиски Манаса. Плача от радости, он рассказывает ему о себе. Манас тоже радуется и просит Бакая стать его водителем.

Оба манасчи особо выделяют момент встречи Бакая с Манасом, но каждый описывает событие по-своему, хотя роль Бакая, как старшего советника Манаса, у обоих в основном совпадает.

5. Встреча Манаса с Кошоем также имеется в обоих вариантах. У Сагымбая она состоялась, как уже было сказано выше, во время похода на Кашгар. Когда Манас прибыл с войском для завоевания города китайского хана Кырмусшаха, Кошой был уже там. Убив Кырмусшаха и путем колдовства преобразив свою внешность, Кошой, желая испытать Манаса, вступает с ним в единоборство. Богатыри не могут одолеть друг друга. После этого Кошой объявляет свое имя и становится соратником Манаса.

У Саякбая Манас по совету старика Акбалты специально едет в Среднюю Азию для встречи с Кошоем. В этом повествовании описывается местность, где проезжает Манас, который особенно восхищается озером Иссык-Куль.

Кошой радостью встречает Манаса, рассказывает ему свою историю, как он сражался с китайцами, когда последние после смерти Кара-хана захватили земли киргизов. Он советует Манасу переехать в Среднюю Азию и обещает свою помощь.

Одна и та же тема излагается совершенно по-разному. У обоих манасчи Кошой — борец за освобождение киргизского народа. Но Саякбай особо подчеркивает это, чего у Сагымбая нет.

6. О переезде Манаса в Среднюю Азию упоминается у обоих манасчи. По Сагымбаю, как явствует из предыдущей главы, Манас силой оружия освободив Среднюю Азию, сначала обосновывается в Самарканде, затем переезжает в Талас. Здесь происходит совещание киргизских аксакалов о том, где кому поселиться. Манас выбирает Талас как место, находящееся в центре киргизских земель.

Некий Байджигит с разрешения Манаса собирается перекочевать обратно на Алтай, и в связи с этим устраивает пиршество, на котором разыгрывается следующий конфликт. У деда Манаса Ногой-хана был брат Шыгай. Его сын Шапак, завидуя славе Манаса, пытается устроить против него заговор. С этой целью он обращается к китайскому хану Алооке и просит прибыть его с многочисленным войском, чтобы во время пиршества разгромить Манаса. Но Алооке, боясь могущества Манаса, отказывает Шапаку. Последний, приехав на пиршество с 600 юртами, пытается восстановить против Манаса Ахунхана, Кошоя и других. Манас узнает о проделках Жапака, но из уважения к старику Шыгаю едет в его аил с несколькими чоро для улаживания конфликта. Жапак со своими воинами нападает на Манаса. В схватке сын Кёзкомана Кокчекез убивает Жапака, и этим конфликт кончается.

После пиршества Манас переезжает в Талас.

У Саякбая Манас не завоевывает Среднюю Азию, а просто перекочевывает со своими родичами с Алтая в Талас. Это происходит после первого нападения войска Эсен-хана на киргизов, живущих в Алтае, когда Манас, разгромив китайцев, уезжает в Среднюю Азию для встречи с Кошоем.

Киргизы начинают переселяться с Алтая еще в отсутствие Манаса. Джакып, боясь нового нападения китайцев, также откочевывает оттуда со своим аилом. Вторично посланное против Манаса войско Эсен-хана догоняет их. Начинается сражение. В это время подоспевает Манас, возвратившийся из Средней Азии. Затем на помощь Манасу прибывают Кошой и Айкоджо. Киргизы одерживают победу, после которой Манас со своим аилом переезжает в Талас.

Как видим, это событие у обоих манасчи описано совершенно различно.

7. Ссору Манаса с кёзкоманами Сагымбай излагает в трех отрывках.

Сначала рассказывается о встрече кёзкоманов с Манасом. Брат Джакыпа Кёзкоман был послан китайцами в Манчжурию. Его настоящее имя было Усен, но китайцы дали ему прозвище "Кёзкоман", что значит "кабаний глаз". Услышав о могуществе Манаса, он решает вернуться к своим родичам и вместе с сыновьями выезжает из Манчжурии. В пути он встречается с Манасом, возвращающимся из северного похода. Манас радостно приветствует родственников, дает им проводников и направляет в Среднюю Азию.

Кёзкоманы прибывают в ставку Манаса во время его похода против афганского хана Тюлькю и его брата Ахунхана. Вернувшийся из похода Манас наделяет родственников скотом, имуществом, отводит им землю и устраивает пиршество в честь их приезда. Затем заставляет их всех постричься, побриться, одним словом, оставить обычаи калмыков и привести себя в надлежащий для киргизов вид. Но обычаи и порядки киргизов не нравятся кёзкоманам. Они начинают поговаривать о том, чтобы убить Манаса и завладеть его богатством.

Каныкей сразу замечает враждебное настроение кёзкоманов, она просит Манаса разослать их по разным местам, но Манас не слушает её.

Дальше описывается самый заговор кёзкоманов. Это происходит уже после похода Манаса против Айганхана. Сын Кёзкомана Кокчекез давно мечтает покончить с Манасом и занять его место.

Посоветовавшись со своими людьми, он решает убить Манаса и его чоро, предварительно напоив их отравленным вином [2]. Сам старик Кёзкоман, отец заговорщика, не соглашается на это предательство, но Кокчекез действует по своему усмотрению.

Пригласив Манаса и его чоро в гости, кёзкоманы дают им пить отравленное вино. Все чоро валятся, потеряв сознание, но Манас держится. Один из чоро Манаса Бозуул, успев раньше выйти из. юрты и лежа среди лошадей, подслушивает разговор кёзкоманов, которые спорят между собой. Одни предлагают убить Манаса, другие считают лучше подождать, пока он сам умрет от действия яда. Манас начинает догадываться о замыслах кёзкоманов, но, обессилев, уже не может действовать. В это время Бозуул, пользуясь спором кёзкоманов, выводит Манаса из юрты, и тот, сев на своего коня Аккулу, убегает. Кокчекез гонится за ним и, догнав у скалы, стреляет из Аккельте. Раненый Манас падает со скалы, и кёзкоманы считают его погибшим.

Находившиеся на охоте двое из чоро Сыргак и Серек приезжают после других гостей в аил кёзкоманов. В дороге от пастухов они узнают о происшедшем и, разыскав Манаса и отравленных чоро, приводят в сознание. Бозуула они посылают в Талас к Каныкей за лекарствами.

Кёзкоманы, считая Манаса погибшим, начинают расхищать его богатства и собираются поделить между собой его жен. Кокчекез предлагает Каныкей стать его женой. Каныкей хитрит, обещая выйти замуж через семь месяцев. Но когда Кокчекез вторично посылает к ней человека с предложением, Каныкей ранит посланца и прогоняет его. В отместку кёзкоманы подвергают окончательному разграблению аил Манаса, а жен его пускают по миру, угрожая карой тем, кто осмелится помочь им.

Кёзкоман Усен, недовольный предательством своих сыновей, уходит от них и тайком помогает Каныкей. К этому времени приезжают Серек с Сыргаком и, взяв у Каныкей еще лекарства, уезжают лечить Манаса и его чоро, которые скоро выздоравливают и являются к себе в аил [3].

Услышав о возвращении Манаса, кёзкоманы затевают между собой драку, и в междоусобной схватке все погибают.

У Саякбая эпизод ссоры с кёзкоманами входит во вторую часть трилогии "Семетей" и излагается в виде рассказа Каныкей сыну. Центральное место в эпизоде отводится также отравлению Манаса. Но кёзкоманы у него — не Усен со своими сыновьями, а пять киргизов, один из которых носит имя Кёзкомана. О них рассказывается, что когда китайцы разослали киргизов во все стороны света, эти пятеро попали в Бейджин и, живя там, приняли наружность и обычаи язычников. К Манасу они едут не с целью найти покровительство и защиту, а как предатели, соблазненные обещанием китайских ханов выдать большую награду за голову Манаса и сделать ханом крайнего Бейджина того, кто убьет его. Пятеро кёзкоманов берутся погубить Манаса, надеясь использовать для этого свое родство с ним. Манас встречает их с почестями. Дальше описывается попытка их отравить Манаса и спасение его благодаря лекарству Каныкей. Эпизод заканчивается рассказом о том, как кёзкоманы, забрав казну Манаса, уезжают в Бейджин, но витязи Манаса догоняют их и всех уничтожают.

Таким образом, у Саякбая и сами кёзкоманы, и мотивы их предательства совершенно иные, чем у Сагымбая.

8. Поминки по Кокетее в изложении Сагымбая рисуются следующим образом.

Знатный киргиз Кокетей пользовался особым почетом среди ташкентских киргизов. Когда Манас предпринял поход против ташкентского хана Пануса, Кокетей пришел ему на помощь. В благодарность за это Манас сделал его ханом Ташкента. Относясь к Кокетею с особым уважением, он заранее решает в случае смерти Кокетея устроить невиданные поминки по нем.

Будучи бездетным, Кокетей усыновил сына богатыря Тештюка — Бокмуруна, который был ему подброшен. Во время переезда Манаса в Талас Кокетей умер. Бокмуруна не было дома, и Кокетей перед смертью объявил свое завещание другому человеку, с тем, чтобы тот передал его сыну. Завещание, касавшееся главным образом похорон и поминок, можно было понять двояко, ибо Кокетей то требовал похоронить его просто, без торжества, то устроить невиданно торжественную тризну.

Приехавший после смерти отца Бокмурун, выслушав завещание, отправился к Манасу просить совета. Манас остался недоволен тем, что Бокмурун приехал сам, вместо того, чтобы прислать посланца с извещением, и распорядился устроить поминки так, чтобы они были "образцом для всех".

Бокмурун устраивает торжественные похороны, сопровождаемые тризной с участием массы народа, затем вторую тризну в ознаменование 40 дней со дня смерти отца. После чего, собрав родичей, советуется о проведении больших поминок. Принимается решение устроить невиданные в мире поминки.

Через два года Бокмурун, выбрав по совету киргизских аксакалов местом для поминок Каркару [4], откочевывает туда со своим народом из Ташкента, а по прибытии на место посылает гонца для приглашения на поминки всех народов запада и востока. Гонцу дается указание сообщить об огромных призах, которые будут выдаваться победителям на различных состязаниях. Гонцу, при приглашении на поминки, дается приказ предупредить, что тех, кто не явится, ждет жестокая кара.

Далее рассказывается, как народы и богатыри прибывают на поминки. Особо описывается торжественный приезд Манаса, который намеренно прибывает позже всех, окруженный всеобщим восхищением.

В это время разыгрывается конфликт. Китайский хан Конурбай, также прибывший на поминки, упрекает Бокмуруна в недостаточном внимании к себе и требует, чтобы он подарил ему коня Мааникера. Бокмурун, посоветовавшись с Кошоем, решает отдать коня, но когда они обращаются к Манасу, тот резко возражает против этого. Считая поступок Конурбая оскорблением, он поднимает свое войско, намереваясь покончить с Конурбаем. Но китайские ханы во главе с Алооке, испугавшись, умилостивляют Манаса, и конфликт улаживается.

После этого начинаются состязания, сначала в стрельбе. Затем устраивается пешая борьба. Со стороны китайцев выходит великан Джолой. Из киргизов никто не осмеливается выйти, хотя старик Кошой обходит почти всех видных богатырей. Сам Манас заявляет, что он "не ловок в пешей борьбе". Тогда Кошой решает выступить сам. Он просит Манаса дать ему штаны, годные для схватки. Но ни одни штаны ему не подходят, впору оказываются лишь те, которые сшила специально для него Каныкей, желая получить его благословение. Кошой благодарит ее и благословляет, предсказывая ей рождение сына-богатыря.

Кошой и Джолой борются без передышки в продолжении целых суток, но ни один не может одолеть другого. На второй день Кошоя начинает клонить ко сну. Воспользовавшись этим, Джолой поднимает его и собирается ударить о камень. Но Манас, не выдержав, кричит на Кошоя, ругая его за возможное поражение. Кошой, раскрыв глаза, с яростью вырывается из рук Джолоя и валит его. Однако последний не признает себя побежденным, обвиняя Кошоя в нарушении правил состязания. Тогда снова вмешивается Манас и одним ударом сваливает Джолоя.

Далее описываются другие состязания — "бодание плешивых".

Затем происходит бой на копьях. От китайцев выходит Конурбай, от киргизов — Манас. Они долго не могут сбить друг друга. Потом, бросив копья, начинают биться мечами и секирами. Их разнимают. Они опять бьются копьями и, наконец, Манас сбивает Конурбая.

Наконец, начинается главное состязание — скачки. Когда прибывают лошади, все выезжают им навстречу, причем каждая сторона старается подогнать своих лошадей и сбить чужих. На этой почве происходит небольшая схватка между Джолоем и Чубаком [5], так как Джолой нарушает правила скачки. Первой прибывает лошадь Манаса Аккула.

Поминки Кокетея заканчиваются столкновением между китайцами и киргизами. Зачинщиками конфликта оказываются опять-таки Конурбай и Джолой. Они уезжают, захватив весь скот, доставшийся киргизам в качестве призов на скачках. Киргизские богатыри во главе с Манасом вместе со своим многочисленным войском нагоняют их. Происходит бой. Конурбаю удается спастись бегством. Нескара попадает в плен, Джолоя Манас захватывает в его аиле, избивает, и забрав весь его скот, возвращается домой.

Саякбай, рассказывая о поминках, приводит в основном те же события, но несколько иначе рисует роль Манаса. Бокмурун не советуется с ним, и Манас сначала не присутствует на поминках. Только когда китайцы начинают нарушать правила состязания, по совету Кошоя приглашают Манаса, и с его приездом водворяются порядок и спокойствие.

Конфликт, связанный с лошадью Мааникер, в варианте Саякбая затевает не Конурбай, а Нескара. По Саякбаю поминки кончаются без конфликта.

9. Заговор ханов и проводы Каныкей, на которых мы уже останавливались выше, у обоих манасчи изложены приблизительно одинаково. Но у Сагымбая события обрисованы шире и интереснее, чем у Саякбая.

10. Смерть Манаса. У Сагымбая Манас умирает после двухкратного тяжелого ранения, почти на поле боя. Первое ранение он получает от руки Конурбая, когда тот, улучив момент, наносит Манасу в затылок предательский удар секирой. Затем выстрелом из лука его ранит в правую щеку другой китайский богатырь. Соратники Манаса, посадив его на коня Тайбурула, увозят его с поля сражения. Съезжаются все его жены и родственники. Каныкей приезжает вместе с сыном Семетеем. Манас находится в бессознательном состоянии, но услышав голос сына, приходит в себя. Обняв мальчика, он говорит о тяжести разлуки с ним. Затем излагаются песни, причитания Каныкей, в которых она изливает свою печаль по поводу разлуки с Манасом — опорой и вождем всех киргизов.

В это время приезжает Кошой. Услышав его голос, Манас с трудом открывает глаза. Постепенно к умирающему съезжаются почти все богатыри, воины и народ. Все скорбят и плачут. К вечеру Манас умирает.

После его смерти его соратники, собравшись на совещание, выбирают место для похорон и останавливаются на местности Баянды, которая лежит в 15-дневном пути от места смерти Манаса. Но когда сопровождающие умершего отправляются в путь, гроб, по словам манасчи, как бы летит сам и за двое-трое суток проходит все расстояние. Похороны устраиваются торжественно. Режут много скота, раздают много богатых подарков. Над могилой Манаса, по совету Бакая и Кыргыла, строится мавзолей, который украшается в особом стиле, на его камнях изображают богатыря Манаса и записывают священные слова. Неутешная Каныкей приходит к мавзолею и оплакивает Манаса.

У Саякбая история смерти Манаса начинается рассказом о том, как раненый Манас, по внушению голоса с неба, решает вернуться в Талас, а войска ханов разъезжаются по своим аилам. Тело Алмамбета навьючивают на коня Саралу. Затем Бакай сажает Манаса на Тайбурула и вместе с войском трогается в путь. Боясь, что их появление в таком виде может плохо подействовать на народ, Бакай посылает вперед Ырчыуула с письмом, в котором сообщает о победе и приказывает устроить торжественную встречу.

Но Каныкей, предчувствуя беду, берет сына и выезжает навстречу войску. Увидев Манаса, она хочет посадить его на коня, чтобы он появился перед народом в подобающем богатырю виде. Но Манаса не удается привести в сознание. Тогда Каныкей бьет Семетея и Манас, услышав его плач, приходит в себя, надевает доспехи и садится на коня. При виде юрт, поставленных для Алмамбета, Чубака и их жен, Манас расстраивается и оплакивает погибших соратников. Никто не осмеливается сказать слово утешения, только Каныкей успокаивает мужа. Дальше Каныкей и Бакай перевозят Манаса в прохладное место, достают чудесные снадобий и лечат его. Состояние Манаса улучшается, и он приезжает в Талас. Но оказывается, что у Манаса есть еще одна рана, о которой Каныкей не знает. Из-за этой раны болезнь начинает обостряться. Каныкей, видя, что Манас безнадежен, просит его сказать свое завещание. Похоронить себя Манас просит где-либо в скрытом месте, а Каныкей велит уехать с Семетеем к ее отцу.

Болезнь Манаса усиливается. Каныкей по приказу умирающего посылает гонца за богатырями Кошоем, Тештюком, Кекборю и девицей Сайкал. Последняя отказывается приехать, остальные приезжают. Вместе с Кекборю прибывает его сын Коёналы, который силой пригоняет 40 ишанов для обслуживания похорон.

Каныкей еще до смерти Манаса строит мавзолей, стены которого украшает изображениями мужа, его 40 чоро и картинами боев из "Великого похода".

Манас умирает, его хоронят где-то в горах. Со смертью хозяина разбегаются все его чудесные животные: лошадь, верблюд, собака и другие.

Брат Манаса Кобеш становится ханом, а 40 чоро Манаса делаются его соратниками. Джакып уговаривает своих сыновей, чтобы кто-нибудь из них женился на Каныкей. Кобеш посылает к ней с. предложением выйти за него замуж, но Каныкей прогоняет посланца. Обиженный Кобеш решает убить Семетея, полагая, что, оставшись одинокой, Каныкей согласится на его предложение, и вместе с чоро едет к ней. Узнав о намерениях Кобеша, Каныкей прячет сына, а вместо Семетея кладет в люльку другого ребенка.

Убив этого ребенка и ограбив и избив Каныкей, Кобеш уезжает. Тогда Каныкей, взяв Семетея и мать Манаса Чыйырды, бежит к своему отцу в Бухару. Они идут пешком и без пищи. На помощь им приходит Бакай, он дает им коня Тайтору, провизию на дорогу и провожает за Сыр-Дарью.

У Сагымбая эта часть изложена очень сжато и сводится к простому перечню событий: смерть Манаса, похороны и постройка мавзолея. Саякбай уделяет гораздо больше места событиям, предшествовавшим смерти и происходившим после нее. Изложение его более художественно, изобилует всякими деталями.

Остановимся теперь на событиях, имеющихся только в одном варианте и отсутствующих в другом.

Рассказ о рождении Семетея есть только у Сагымбая. Суть его такова. Вернувшись из Великого похода с победой, Манас все же остается печальным. Он жалуется на бездетность и хочет ехать в Мекку, чтобы у могилы пророка просить бога о ребенка. Но не все его чоро одобряют его намерение и, посоветовавшись, решают спросить у Каныкей, не чувствует ли она Признаков зарождения ребенка. Каныкей говорит им о своей беременности.

Дальше описывается рождение необыкновенного ребенка, радость Манаса и его чоро по этому поводу. На торжественном пиршестве ребенку дают имя Семетей. Приглашаются все чоро и народы четырех стран. Конурбай и на этом пиршестве, считая себя чем-то обойденным, собирается снова начать резню киргизов, но сами же китайские ханы просят за него извинения у Манаса и обещают отдать Алмамбету дочь Эсен-хана Бурулчу, а в придачу еще тысячу девушек. Но киргизы просят выдать им только Бурулчу.

Раздел заканчивается повествованием о грандиозном пиршестве со всеми видами состязаний.

Паломничество Манаса, также имеющееся только в варианте Сагымбая, следует непосредственно вслед за рождением Семетея. Манас решает посетить гробницу пророка Мухаммеда и советуется об этом со своими чоро. Некоторые из них, опасаясь нападения китайцев, возражают. Но он все же остается при своем мнении.

Дальше описывается, как Манас ездил в Мекку и Медину, причем моментов исполнения религиозных обрядов Сагымбай не дает, а только упоминает о них.

Раздел состоит из ряда путевых эпизодов и описания местности, где проходил Манас. Рассказывается о том, как он убивает страшного великана Коктатара, борется со сказочным чудовищем, похожим на верблюда, с черной волосатой головой, имеющей шесть или семь глаз. Гиперболично подано и море, через которое переезжал Манас. Рыба, имеющая в длину 10 тысяч размахов руки, чуть не потопила корабль. Описание паломничества Манаса представляет собой ряд сказок с присущими им элементами фантастики.

У Сагымбая есть еще рассказ о единоборстве Манаса с девицей-богатыршей Сайкал, которое происходит на пиршестве после победы Манаса над ханом города Текес. Пиршество устраивает поставленный ханом в текесской земле брат побежденного. Состязающиеся борятся на копьях, причем Манас долго не может одолеть девицу Сайкал. Наконец, в ярости он хочет покончить с ней, но его удерживают.

У Саякбая описания этого состязания нет, но о девице Сайкал упоминается несколько раз, в частности в рассказе о похоронах Манаса, где он говорит, что Манас и Сайкал дали друг другу слово встретиться только на том свете. Но после смерти Манаса Сайкал, по-видимому, меняет свое решение и даже отказывается явиться на похороны, куда ее приводят силой.

У Саякбая имеется ряд событий, которые в варианте Сагымбая либо вовсе отсутствуют, либо только упоминаются вскользь. Часть из них посвящена приобретению Манасом боевой лошади, верблюда, собачки и меча. Излагаются эти события так. Джакып бранит сына за расточительство. Обидевшись, Манас уезжает из Таласа на юг, чтобы найти себе друзей — соратников. Где-то за Андижаном ему встречается святой старец, который, оказывается, хорошо знает и рассказывает ему его предстоящую историю. Старец плохо отзывается о лошади Манаса, рекомендует ему не ехать дальше, а остаться здесь и заняться хлебопашеством. Манас остается и на хлеб выменивает у нойгутского хана Карача лошадь Аккулу. Когда Карача уезжает, появляется святой старец и дает Манасу шесть мечей. Один из них — по названию Зульпукор — Манас берет себе, а остальные раздает своим чоро.

Отдельно описывает Саякбай находку Манасом верблюда Джелмаян и щенка Кумайык. Это происходит так: Манас вместе с чоро выезжает на охоту и встречает Чубака, бежавшего от преследования Каныкей. Когда Манас собирается вернуться в Талас, пятеро святых приводят ему верблюда Джелмаяна. После этого Манас и Чубак, остановившись в пути у одного родника, находят щенка Кумайык.

У Сагымбая о приобретении вооружения говорится в разделе "Детство Манаса", когда посланец пророка передает Манасу подарки — ружье, меч и др. О появлении животных в его варианте ничего не говорится.

Саякбай так описывает приход к Манасу одного чоро — Аджибая — и встречу его с некоторыми другими витязями. Бакай говорит Манасу о том, что Аджибай — богатырь, сын Аргын-хана, у него его тулпар Карткурен. По словам Бакая, Аджибай человек образованный, он учился у дракона и знает 70 языков. Бакай советует Манасу выехать ему навстречу. Они выезжают оба и застают Аджибая на охоте. Манас, не узнав Аджибая, хочет убить его и не делает этого лишь благодаря вмешательству Бакая. Они знакомятся, и с этого момента Аджибай становится одним из чоро. У Сагымбая эпизод с приходом Аджибая отсутствует.

У Саякбая имеется еще рассказ о женитьбе Бакая. Это событие изложено так. Дочь туркменского хана Карача — Корпоян понравилась Бакаю и сама влюбилась в него. Бакай просит у Карача руку дочери, но тот не дает согласия. Бакай, не имея соратников, не может взять силой невесту.

Корпоян обещает ждать его семь лет. Когда срок уже истекает, опечаленный Бакай рассказывает о своем горе Манасу. Тогда последний едет со своими чоро к хану Карачу и просит его отдать дочь Бакаю, но Карач снова отказывает. Происходит бой. Карач побежден, молит о пощаде и просит Манаса взять его в подданство, а дочь отдает Бакаю. Бакай предупреждает Манаса, чтобы он не верил особенно словам Карача. Взяв Корпоян, они уезжают.

Саякбай отдельно рассказывает еще историю Акбалты и Чубака. Сосланные на Алтай Джакып и Акбалта живут здесь вместе и вместе перекочевывают в Талас. После этого Акбалта уезжает и нойгутам на Алай. Он бездетен и просит у бога ребенка. Однажды в пустыне он находит мальчика, привязанного к спине верблюда, и усыновляет его. Во время пиршества, посвященного этому радостному событию, появляется святой Хызр, который дает ребенку имя Чубак.

Мальчик растет большим шалуном. С 6 до 12 лет он учится в Мекке. Когда ему исполняется 12 лет, он во сне видит святого, который предсказывает ему будущую встречу и дружбу с Манасом. Чубак уезжает из Мекки на поиски Манаса. По приезде домом он спрашивает у отца о Манасе и высказывает свое желание воевать с врагами. Акбалта обещает устроить его встречу с Манасом, но советует сначала подыскать себе подходящего коня. Поиски тянутся долго. В конце концов Чубак, рассердившись, уходит пешком. В пути святой приводит ему тулпара Кокала. Когда Чубак собирается ехать, появляются пятеро святых и дают ему кольчугу.

Встреча Чубака с Манасом происходит во время бегства последнего от преследования Каныкей.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.