Яндекс.Метрика

К. Рахматуллин. Творчество манасчи

Рахматуллин Калим Ахмедович (1903, г. Токмак - 12.05.1946, г. Фрунзе) — литературовед, крупнейший знаток "Манаса", общественный деятель. Данная статья является отрывком работы автора, которая была опубликована в сборнике "Манас — героический эпос киргизского народа" (Фрунзе, изд. "Илим", 1968). В его трудах рассматриваются творчество сказителей, главная идея эпоса, сопоставляются его основные варианты. Им же был собран и частично издан обширный материал по биографиям сказителей.

1. Сюжетные особенности отдельных вариантов эпоса

Для выяснения роли сказителей в создании эпоса сличим сюжетную схему отдельных вариантов и попытаемся установить влияние окружающей обстановки на творчество отдельных манасчи.

К сожалению, мы не располагаем достаточно полными данными для того, чтобы проделать эту работу по всем вариантам. Сравнительный анализ можно сделать, пока что основываясь на полных вариантах Сагымбая, Саякбая, а также по записи академика Радлова от неизвестного манасчи. Прилагаемая схема - сюжета этих вариантов приводится в виде сравнительной таблицы.

Последовательный порядок событий по отдельным вариантам "Манаса"

Вариант Сагымбая Орозбакова

Вариант Саякбая Каралаеза Вариант неизвестного манасчи, записанный академиком Радловым
1. Рождение и детство Манаса 1. Рождение и детство Манаса 1. Рождение Манаса
2. Поход Манаса и Кошоя на Кашгар 2. Встреча Манаса с Кошоем 2. Поход Алмамбета
3. Поход Манаса в Среднюю Азию 3. Второй поход китайцев против Манаса 3. Сражение с Кокче
4. Война с  афганским ханом Шооруком 4. Поход Кошоя на Кашгар 4. Женитьба Манаса на Каныкей
5. Приход Алмамбета 5. Переезд Манаса в Талас 5. Поминки Кокетея
6. Женитьба Манаса на Каныкей 6. Уход Манаса от отца 6. Заговор кёзкоманов
7. Поход Манаса на север 7. Розыски родственников 7. Смерть Манаса и рождение Семетея
8. Война с афганским ханом Тюлькю 8. Приход витязей Аджибая и других 
9. Поход Манаса на запад 9. Война с ханом Алооке 
10. Переезд Манаса в Талас 10. Война с афганским ханом Шооруком 
11. Война с Айганханом 11. Женитьба Бакая 
12. Заговор кёзкоманов 12. История Акбалты и Чубака 
13. Поминки по Кокетею 13. Поход Чубака в Бухару 
14. Заговор ханов 14. Женитьба Манаса на Каныкей 
15. Великий поход 15. Заговор ханов 
16. Рождение Семетея 16. Великий поход и смерть Манаса 
17. Поездка Манаса в Мекку 17. Бегство Каныкей в Бухару 
18. Малый поход и смерть Манаса  

Сопоставляя вышеизложенные схемы вариантов, можно сказать, что несмотря на общие черты, сохраняющие единство эпоса, каждый из них даже по построению сюжета является самостоятельным произведением.

Вариант Сагымбая особенно богат боевыми эпизодами, но одновременно содержит и множество бытовых картин. У Сагымбая мы встречаем два похода на Кашгар, два похода в Среднюю Азию, две войны с афганскими ханами, войну с Айганханом, поход на север, поход на Кавказ и два похода на Китай. При этом первые походы на Кашгар и в Среднюю Азию включают десятки сражений с отдельными ханами. И вообще каждая из этих войн представляет кровавое сражение многочисленных войск киргизов со столь же многочисленными врагами.

У Саякбая совершенно отсутствуют походы на север, на Кавказ, на Среднюю Азию, на Кашгар, война с Айганханом. Из боевых эпизодов, отражающих борьбу в Средней Азии и на Кашгаре, у него есть сражение с китайским ханом Алооке, с афганским ханом Шооруком и поход Кошоя (без Манаса) на Кашгар, причем все эти походы не являются грандиозными сражениями многочисленных войск. В них Манас сражается только во главе своих сорока соратников.

По записям Радлова трудно делать выводы, но все же можно отметить, что сведений о походах на север, на Кавказ, в Среднюю Азию у него нет, тогда как о борьбе Манаса с Конурбаем, Джолоем и Нескарой, т. е против Китая и Кашгара, и о войне с Айганханом есть упоминания. Кроме того, в предисловии Радлов говорит о борьбе Манаса с Ираном (с персианами), а в тексте записей встречаются упоминания о борьбе Манаса с нойгутами, бухарцами И кокандцами.

В сагымбаевском варианте мы находим следующие социально-бытовые события: рождение и детство Манаса, женитьба на на Каныкей, конфликт с кёзкоманами, поминки по Кокетее, заговор ханов, поездка в Мекку, паломничество и рождение Семетея.

У Саякбая отсутствует конфликт с кёзкоманами, паломничество, рождение Семетея, поминки по Кокетее (эпизод с кёзкоманами и поминки он дает во второй части трилогии "Семетей" в виде рассказа-воспоминания истории Манаса). Ряд событий пропущен самим Саякбаем, ибо они описываются не только у Сагымбая, но имеются и в записках Радлова, что подтверждает наличие этих событий в сюжете эпоса давних времен.

В записях Радлова есть рождение и детство Манаса, но описаны они очень коротко, им посвящено всего около 200 строк, к тому же мало художественных. Есть и женитьба на Каныкей, конфликт с кёзкоманами, поминки по Кокетее и рождение Семетея.

Есть расхождения и в идеологическом содержании эпоса. Так, например, религиозная пропаганда сильнее у Сагымбая, она гораздо слабее у Саякбая и в записях Радлова, хотя религиозные мотивы есть у всех.

У Сагымбая и Саякбая мы видим отражение оформившегося национального самосознания, у них Манас — объединитель и освободитель народа. Сагымбаевский Манас с первых-же шагов своей борьбы с калмыками и китайцами выступает во главе киргизского народа, объединяя много племен и ведя в бой большое войско. У Саякбая тоже еще до рождения Манаса предопределяется его освободительная миссия как вождя угнетенных киргизов. Но деятельность Манаса у Саякбая до "Великого похода" не характерна для общенародного героя. Он еще никого не объединяет, и его походы скорее можно назвать подвигами отдельного богатыря, он воюет во главе своих сорока чоро. И в радловских записях Манас выглядит как богатырь, опирающийся только на своих родичей и витязей и ведущий борьбу с такими же богатырями. Здесь даже слово "киргиз" встречается очень редко.

Наконец, самое большое отличие вариантов оказывается в художественном стиле. По богатству образов и по художественным качествам сагымбаевский вариант стоит выше других. В сравнении с ним особенно заметен низкий художественный и поэтический уровень варианта, записанного Радловым.

Перейдем теперь к более детальному рассмотрению эпизодов и событий в описании обоих манасчи.

Назад 1 2 3 4 Далее

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.