Яндекс.Метрика

К. Рахматуллин. Творчество манасчи

2. Боевые эпизоды

1. Первое сражение Манаса с более или менее многочисленными отрядами своих противников — это его столкновение с алтайскими калмыками.

В варианте Сагымбая событие развертывается следующим образом: когда Манас убивает калмыцкого богатыря, напавшего на отца и начавшего его избивать, калмыки, стремясь отомстить Манасу, выступают против него всем родом, причем на помощь к ним приходят и манчжурские калмыки. На помощь Манасу также собираются воины ряда киргизских племен. Сражение между враждующими сторонами не носит крупного характера ибо алтайские калмыки, поссорившись с манчжурскими калмыками, решают кончить конфликт с киргизами мирным путем.

У Саякбая этот эпизод выглядит совсем иначе. Манас один, без чьей бы то ни было помощи, истребляет 700 воинов калмыков, во главе с богатырем Кочку, который нападал на киргизов. Спасается только один калмыцкий воин, который сообщает об этом сражении китайскому хану Эсен-хану.

2. Война с андижанским ханом китайцем Алооке. У Сагымбая этот эпизод не носит характера кровавого столкновения. Во время второго похода в Среднюю Азию Манас во главе многочисленного войска приходит в Фергану и на Алай, задавшись целью покончить с Алооке. Услышав о прибытии Манаса, Алооке отправляет к нему посланцев, предлагая сдаться. Но когда Манас прибывает в ставку Алооке, последний, испугавшись его величия и могущества, сам сдается ему и преподносит подарки. После этого Манас уезжает для сражения с афганским ханом Шооруком, Алооке, воспользовавшись отсутствием опасного противника, бежит в Бейджин.

У Саякбая этот эпизод описан как кровавое сражение. Манас по просьбе Айкоджо и по совету Кошоя нападает на Алооке, чтобы наказать его за произвол и издевательства над мусульманами, Получив известия о походе Манаса, Алооке забирает все свои богатства и вместе со всеми воинами уходит в Бейджин. Манас с сорока воинами преследует Алооке, истребляет всех его воинов и убивает его самого. Затем, вызвав самаркандского и многих других ханов, с участием Кошоя, делит между ними богатства Алооке. Здесь Манаса избирают ханом.

3. Война с афганским ханом Шооруком у Сагымбая описана так: Шоорук нападает на алтайских киргизов — родичей Чубака. Отец Чубака Акбалта едет к Манасу с просьбой наказать Шоорука. Выступив со своим шестидесятитысячным войском, Манас в кровавом сражении разбивает Шоорука и женится на его дочери Акылай.

У Саякбая война с Шооруком также вызвана его нападением на родичей Акбалты. Услышав о злодеянии Шоорука, Манас выступает против него, сражаясь без войска и возглавляя только своих сорок чоро. Когда, достигнув ставки Шоорука, Манас начинает громить его богатырей, Шоорук, испугавшись, сдается без боя. По предложению Манаса Шоорук принимает мусульманство и отдает ему в жены свою дочь Акылай.

4. Поход Кошоя на Кашгар у Сагымбая сливается с походом против одиннадцати китайских дуудуней. Кошой идет на Кашгар, чтобы освободить сына Джаангера Билерика, которого Кырмусшах заточил в подземную темницу. По пути Кошой борется с китайскими кудесниками и, поборов волшебницу-деву, женится на ней. Он захватывает города, применяя колдовство, которому научился у тех же кудесников. Изменив, как волшебник, свое обличье, Кошой освобождает Билерика, пробирается во дворец Кырмусшаха, убивает его и остается управлять народом, приняв облик убитого. В это время прибывает Манас со своим многочисленным войском. Выдавая себя за Кырмусшаха, Кошой вступает в единоборство с Манасом. Состязание кончается вничью, Кошой открывается Манасу и становится его соратником. После этого Кошой принимает участие в сражениях Манаса против одиннадцати китайских дуудуней.

У Саякбая этот эпизод не связан с походом Манаса на Кашгар, и вообще такого похода у него нет. Кошой после отъезда Манаса, приехавшего к нему за советом, идет с войском на Кашгар. Цель его похода — освобождение богатыря Билерика и Джар-Манаса, заточенных китайцами в зиндан. (Джар-Манас — мальчик, которого китайцы увели, думая, что он настоящий Манас). Билерик — сын хана Айкоджо (а не сын святого Джаангера, как у Сагымбая). Перебив стражу и воспользовавшись отсутствием китайского войска, которое было послано на Алтай против Манаса, Кошой без особого труда освобождает обоих узников. Затем он спешит к Манасу и прибывает со своим войском в самый разгар боя. С помощью Кошоя Манас разбивает китайское войско, возглавляемое Джолоем и Нескарой.

5. Великий поход — важнейший раздел эпоса, у обоих манасчи начинается описанием заговора ханов.

У Сагымбая шестеро киргизских ханов еще на поминках по Кокетее собирались выступить против Манаса с целью наказать его за то, что он держался слишком самоуверенно и сам распоряжался всем, не считаясь с ними. Но Кошой уговорил их отложить это дело на другое время. Собравшись на пиршестве у Тештюка, ханы снова поднимают тот же вопрос. Кошой опять отговаривает их и отказывается принять участие в выступлении. Ханы отправляют к Манасу шестерых послов с письмом, где требуют, чтобы Манас принял их со всеми воинами и устроил грандиозное угощение. Ханы рассчитывают, вызвав таким образом столкновение, покончить с Манасом. Приняв посланцев с почестями и устроив ради их приезда пиршество, Манас демонстрирует перед ними свою мощь и богатство, а затем, щедро наградив, дает письмо и отпускает их. В письме к ханам Манас приказывает им немедленно прибыть со всем войском, в противном случае угрожая полным уничтожением. Испугавшись гнева Манаса, ханы едут к нему. Каждый приезжает отдельно со своими воинами. Манас прощает их и предлагает принять участие в походе на Бейджин, на что ханы отвечают согласием.

Начинаются приготовления к походу. Бакая избирают ханом войска, а Алмамбет, как знающий пути и дороги на Бейджин, становится водителем. Манас объявляет воинам, что нежелающие участвовать в походе, могут вернуться домой. Услышав это, почти все воины собираются уехать. Тогда Манас сам объезжает войска, и воины, видя его могущество, решают идти в поход. Народ и войско прощаются. Каждый из оставшихся режет скот, угощает воинов. Манас дарит каждому воину лошадь.

Войско выступает, а Манас с сорока чоро едет прощаться с Каныкей. Она принимает их с большими почестями, обильно угощает, всем дает доспехи и приготовленное ею снаряжение. При этом Каныкей спрашивает о сроке возвращения из похода и говорит о своем горе, вызванном бездетностью.

В пути Алмамбет высказывает недовольство порядками и дисциплиной войска. Манас находит замечание правильным, и по его просьбе Бакай передает начальство над воинами Алмамбету, который вводит новые порядки и строгую дисциплину. Через сорок дней пути войско останавливается на отдых.

Алмамбет едет в разведку, но возвращается без результата. Затем, применив колдовство, он переводит войско через реку Орхон, и оно останавливается на зимовку. Алмамбет с Сыргаком отправляются в разведку, но опять неудачно, так как не могут захватить чудесных утку и кулджу, стоящих на страже китайских границ.

В это время, разыгрывается конфликт у Алмамбета с Чубаком. Два чоро — один из дружины Алмамбета, другой — Чубака ссорятся во время игры в альчики. Чоро Чубака идет жаловаться своему начальнику. Это служит поводом для конфликта. Чубак, как выясняется из его дальнейших высказываний, обижен тем, что Алмамбет не взял его в разведку, и собирается идти со своими воинами за Алмамбетом для расправы. Манас, узнав об этом, посылает ему в подарок лошадь. Но Чубак обижается еще больше. Тогда Манас посылает к нему Бакая, с которым шлет в подарок своего коня Аккулу. Бакай останавливает воинов Чубака. В это время к Чубаку приезжает сам Манас и вместе с ним едет за Алмамбетом. Последний тоже считает себя обиженным и оскорбляет Чубака. Манас укоряет обоих за их вражду, и ссора их на этом заканчивается.

После этого Манас, Чубак, Алмамбет и Сыргак вчетвером едут дальше на разведку. Манас в подзорную трубу смотрит на Бейджин, удивляется его величине и укреплениям. Алмамбет рассказывает о Бейджине.

Дальше Алмамбет и Чубак, выехав в разведку, встречают пограничного стража китайцев великана Малгуна и убивают его, после чего Алмамбет и Сыргак отправляются в глубокую разведку, в тыл китайских войск. Они доезжают до городов Китая, где Алмамбет волшебством уничтожает созданные колдовским путем войска китайцев. Вместе с Сыргаком они подслушивают разговоры китайцев, убивают одиннадцать китайских великанов, затем, переодевшись китайцами, пробираются еще дальше во вражеский тыл. Алмамбет намеренно разглашает весть о приближении киргизского войска, направляет китайскую армию в противоположную от лагеря киргизов сторону, и вместе с Сыргаком истребляет оставшуюся стражу. После этого они идут во дворец Алмамбета, где он находит свою потерянную трубку и говорит о своей тоске по родной земле. Наконец, настигнув табун Конурбая, они угоняют всех лошадей.

Конурбай с войском отправляется в погоню за ними и догоняет их. В это время прибывают Манас и Чубак. Завязывается бой между ними и многочисленным войском Конурбая. Манас едва не погибает в этом сражении, так как его лошадь Аккула осталась в лагере, а он ездит на Айбанбозе. Сыргак возвращается в лагерь, приводит киргизское войско и Аккулу. Снова разыгрывается кровавый бой. Китайцы разбиты и бегут. Манас в погоне за Конурбаем доходит до ворот Бейджина. Китайцы просят о мире и подносят подарки. Поход кончается победой Манаса и возвращением киргизского войска в Талас.

Далее у Сагымбая идет так называемый "Малый поход" (у Саякбая этот раздел отсутствует). Он состоит из четырех глав. Сначала приводятся сетования бездетного Манаса, который высказывает желание поехать в Мекку, чтобы просить у бога ребенка. Но в это время Каныкей сообщает радостную весть о своей беременности. Дальше рассказывается о рождении Семетея и пиршестве в честь этого события. Затем Манас едет в Мекку. В его отсутствие Конурбай нападает на киргизов, Манас, вовремя вернувшись из Мекки, вступает в войну с китайцами и в бою с ними погибает. Вместе с ним гибнут Алмамбет, Чубак, Сыргак и другие чоро. Каныкей слагает песню-причитание. Происходят похороны Манаса и постройка мавзолея.

Этим кончается первая часть трилогии "Манас" в варианте Сагымбая. В передаче Саякбая "Великий поход" начинается с рассказа о том, как двенадцать ханов, собравшись на пиршество у Тоштюка, решают выступить против Манаса. Кошой их отговаривает, но ханы, не послушав его, со всеми своими войсками приезжают в ставку Манаса. Здесь их встречают сорок чоро. Начинается сражение, в котором сорок чоро Манаса громят войска ханов. Желая избежать ненужного кровопролития, Бакай останавливает их. Ханы идут с повинной к Манасу и сами просят его идти походом на китайцев. Манас прощает их и предлагает им принять участие в походе на Бейджин. Ханы соглашаются. Начинаются приготовления. Руководство войсками поручается Алмамбету, который вводит порядок и строгую дисциплину. Манас объявляет воинам, что кто не хочет идти в поход, может вернуться домой. Но никто не возвращается. Каныкей раздает чоро доспехи и снаряжение. Кошой благословляет ее и новорожденного Семетея. Войско отправляется в поход.

В пути Алмамбет, по совету Бакая, дает войскам отдых, а сам с Сыргаком едет на разведку. В это время разыгрывается конфликт с Чубаком. По наущению одного из своих чоро, который пожаловался на Алмамбета, Чубак выезжает за последним для расправы. Манас едет за Чубаком и успевает как раз вовремя, ибо Алмамбет и Чубак после словесной брани с обнаженными мечами кидаются друг на друга. Манас разнимает их и высказывает недовольство их поведением.

Помирившись, Алмамбет и Чубак просят у Манаса прощения. После этого Алмамбет рассказывает Манасу о силе и могуществе Китая. Манас решает сам принять участие в разведке и, несмотря на уговоры Алмамбета, едет с ними. Манас, Алмамбет, Чубак и Сыргак взбираются на гору Талчоку, и здесь Алмамбет рассказывает им историю своей жизни.

После этого Алмамбет и Сыргак уезжают в разведку. В пути они встречаются с многочисленными волшебными войсками китайцев. Алмамбет уничтожает их, применив колдовство. Он рассказывает Сыргаку о своей учебе у аяров и о любви к Бурулче — дочери Эсен-хана.

Убив лисицу, кулджу и великана, стоявших на страже границ Китая, чоро едут дальше. Алмамбет, переодевшись в одежду великана, слуги китайской ханши Канышай, пробирается к ней на пиршество и, напоив воинов, вдвоем с Сыргаком убивают их вместе с Канышай. Затем они доезжают до дворца Алмамбета, где он находит свою потерянную трубку и говорит о своей тоске по родине. После этого они отправляются дальше, чтобы угнать табуны лошадей Конурбая. Это удается им, но главный табунщик Карагул извещает Конурбая, и тот нагоняет Алмамбета и Сыргака. Завязывается сражение. В это время Манас видит сон. Вместе с Чубаком он спешит на помощь своим чоро. Китайцы разбиты, но скоро, собравшись с силами, снова наступают. Раненый Сыргак едет обратно и посылает на помощь Манасу все киргизское войско.

Происходит кровавый бой, во время которого Манас и его витязи убивают Джолоя и стрелка Караджая. Китайцы бегут. Чубак забирает в плен китайского хана Нескару. Манас посылает витязя Аджибая для переговоров. Эсен-хан вынужден принять условия Манаса. Заключается мир. Манас становится ханом Бейджина, а его чоро — ханами отдельных китайских областей. Кошой, Тоштюк, Джамгырчи возвращаются на родину. Этим у Саякбая кончается первая часть "Великого похода".

Вторая часть начинается описанием подготовки китайцев к свержению Манаса. Китайцы жалуются главному китайскому хану Кара-хану на произвол манасовских ханов, но он говорит, что "...Манас будет управлять Бейджином шесть месяцев, как предрешено свыше", и велит подождать.

Манас отправляет в Талас посланцев с вестью о победе. Каныкей очень тревожится, отсылает посланца обратно и умоляет Манаса скорее вернуться. Тем временем Конурбай с помощью своего лазутчика, поступившего поваром к Манасу, пробирается к последнему и в момент исполнения молитвы ранит его. Раненый Манас возвращается на родину. Но не успевает он доехать до Таласа, как Конурбай, собрав войско, нападает на киргизов, оставшихся в Бейджине. Начинается второе великое сражение.

Киргизы снова побеждают. Тогда Конурбай призывает великана Коджожаша, который учился вместе с Алмамбетом и был очень метким стрелком, и поручает ему истребить Манаса и его соратников. Меткими выстрелами Коджожаш убивает Алмамбета, Чубака, Сыргака, Кокче, Музбурчака, Бокмуруна и любимую лошадь Манаса Аккулу. Манас убивает Коджожаша, снова переходит в наступление и гонит китайцев до Бейджина, но у ворот его слышит голос с неба, который советует ему вернуться на родину. Прекратив войну, Манас возвращается в Талас. От полученной раны здоровье его ухудшается, и он умирает.

Каныкей хоронит его и строит над его могилой мавзолей. Братья Манаса, особенно Кобеш, начинают преследовать ее. Каждый требует, чтобы она вышла за него. Получив ее отказ, братья Манаса предают грабежу все имущество умершего. Тогда Каныкей, взяв сына и мать Манаса, с помощью Бакая бежит к своему отцу в Бухару. Этим заканчивается у Саякбая "Великий поход" и первая часть трилогии.

Сопоставляя  боевые эпизоды  у обоих манасчи,  мы находим наибольшее сходство в описании "Великого похода", особенно а первой части. Вторая часть, несмотря на ряд различий, тоже имеет много общих черт и кончается одинаковой развязкой — смертью Манаса.

Остальные боевые эпизоды, совпадая в основном по тематике, имеют целый ряд значительных отличий как по мотивам, так и по месту происшествия.

Самое характерное различие в изложении военных походов заключается в следующем: во всех сражениях, за исключением "Великого похода", Манас у Саякбая выступает либо один, либо во главе только своих сорока чоро. Только в одном бою, при переезде киргизов с Алтая, на помощь Манасу приходят Кошой и Айкоджо со своими войсками. У Сагымбая, наоборот, Манас всегда выступает во главе многочисленных войск, причем на стороне противников тоже действуют многочисленные силы, и сражения принимают характер кровопролитных боев. Лишь в одном случае, во время разгрома китайского великана Нукера с его 800 силачами, Манас сражается без армии во главе сорока чоро. Столкновение это происходит неожиданно, когда Манас находится на охоте. Кроме того, у Сагымбая при первых же столкновениях на помощь Манасу приходит ряд племен.

Таким образом, у Саякбая только один "Великий поход" представляет собой картину большого сражения между многочисленными войсками, тогда как у Сагымбая их насчитывается несколько десятков: походы на Кашгар, два похода в Среднюю Азию, два против афганцев, поход против Айганхана, походы на север, на запад и "Великий поход". Многие из этих походов, как например, на Кашгар и в Среднюю Азию, в свою очередь состоят из нескольких крупных сражений киргизского войска против войск китайских и калмыцких ханов.

Нужно отметить также, что сагымбаевский вариант богат боевыми эпизодами не только количественно. Его эпизоды здесь не являются простыми повторениями одной и той же картины боя под различными названиями. Каждый поход, даже каждое сражение имеет здесь свой сюжет, свою завязку. Например, поход на Кашгар содержит такие события, как боевые похождения Кошоя, его борьбу с кудесниками и чудеса, которые совершает он сам.

Этого нет в других эпизодах. Во время похода на Кашгар Манас громит 110-тысячное войско китайцев и оттесняет их в ущелье: китайские воины, видя безвыходность своего положения, кончают жизнь самоубийством. Дальше описывается сражение Манаса с отдельными кашгарскими ханами, причем каждое из них различно. Например, город Мунар-хана Манас берет осадой, сражение с Дубурханом сопровождается целым рядом предварительных столкновений, во время которых Манас убивает 15 богатырей на 15 слонах, а город берет штурмом. Описание захвата земель Оронгу-ханши представляет уже новую картину. Кошой хитростью убивает ее главных богатырей. Сама она, испугавшись мощи Манаса, бежит в Бейджин, а ее народ сдается без боя.

Конечно, и в варианте Сагымбая встречаются неизбежные повторения в описании боевых эпизодов, в сюжетном построении боев, в картинах единоборства богатырей, вооруженных столкновений и т.д. В каждом сражении большое участие принимают кудесники-аяры, действия которых в основном повторяются. Единоборство богатырей и столкновения воинов тоже передаются одинаковыми сравнениями, образами и эпитетами. Сюжетная схема, общая для всех боевых эпизодов, обычно такова: бой начинается единоборством богатырей, дальше следует массовое сражение, победа, захват трофеев, обращение победителей к побежденным с призывом принять мусульманство и т.д. Однако, несмотря на эту общность, Сагымбай избегает повторять одни и те же картины в описании одного сражения.

Все эти батальные элементы вместе взятые у Саякбая имеются только в "Великом походе", который рисуется как грандиозное сражение с участием многочисленных войск, кудесников, единоборством богатырей, блестящими победами, захватом трофеев и т.д. Остальные же боевые эпизоды в передаче Саякбая выглядят иначе, можно сказать, скромнее. У них нет ни кудесников, ни массовых столкновений, и кроме того, характерно, что они изобилуют множеством повторений одних и тех же картин.

Небезынтересно проследить в обоих вариантах объяснение политических мотивов, лежащих в основе походов Манаса. Здесь также можно отметить различие, хотя оба сказителя рисуют Манаса как освободителя и объединителя киргизов.

Сагымбай не останавливается специально на описании произвола китайских и калмыцких ханов, ограничиваясь лишь отдельными намеками на это. Например, он мимоходом говорит о выселении китайцами отца Манаса и его братьев. У Саякбая же этому вопросу в родословной Манаса отведено значительное место. Кроме того, о произволе китайских ханов в варианте Саякбая говорят рассказы стариков Акбалты, Кошоя, Джакыпа, Айкоджо и других.

В описании юношеских лет Манаса Сагымбаем приводятся слова его отца Джакыпа, жалующегося сыну на свое притеснение, зависимое от калмыков положение, и в подтверждение чего он рассказывает о конфликте с калмыками, которые чуть не избили его. Выслушав отца, Манас выступает в его защиту и убивает одного знатного калмыка. После этого, по Сагымбаю, уже самому Манасу приходится выдержать натиск китайских и калмыцких ханов. Их агрессивные действия объясняются тем, что весть о столкновении Манаса с калмыками дошла до китайского хана Эсен-хана, и его ясновидцы предсказали серьезную угрозу для Китая со стороны Манаса.

Дальше следует посылка китайцами специальных людей на поиски или для уничтожения Манаса, нападение Нескары, Нукера и т. д. Описывая все эти события, Сагымбай ничего не говорит о произволе китайцев, но подчеркивает силу и мужество Манаса, как опасные для его врагов. Все излагаемые события показывают Манаса защитником угнетенных, как и вообще почти все предпринимаемые Манасом походы Сагымбай мотивирует оборонительными и освободительными целями.

Саякбай более точно формулирует освободительную борьбу героя, шире описывает произвол китайских ханов и их союзников. Уже во вступительной части он подробно говорит об угнетении киргизов китайцами, описывает выступление восьми братьев, в том числе и отца Манаса, против угнетателей. Затем следует рассказ о новом походе китайцев и ссылке восьми братьев в разные страны. Столкновение Манаса с китайскими ханами и у Саякбая объясняется конфликтом с калмыками, которые грабят киргизов. Но в его варианте есть еще один эпизод, суть которого сводится к следующему: кудесники-аяры китайского хана Эсен-хана предсказывают появление у киргизов ребенка по имени Манас, который будет угрозой для Китая. Начинаются поиски Манаса, но так как он еще не родился, ошибочно захватывают другого мальчика, носящего то же имя, сына самаркандского ишана Джар-Манаса. Имя настоящего Манаса вплоть до столкновения с калмыками скрывают, называя его Чон-Джинди.

По Саякбаю, все дальнейшие войны Манаса вызываются необходимостью обороняться от нападающих на киргизов калмыков, китайцев и афганцев, либо предпринимаются им с целью освобождения угнетенных. Так, например, сражение с калмыками происходит из-за того, что калмыцкий богатырь во главе 700 воинов нападает на киргизов. Будучи еще на Алтае, Манас два раза воюет с войсками, посланными Эсен-ханом. Война с китайским ханом Алооке вызвана тем, что хан Айкоджо просит Манаса освободить Андижан от гнета Алооке, на произвол которого жалуются почти все, в том числе и Кошой.

Поводом к войне с афганским ханом Шооруком служит нападение последнего на алтайских киргизов — нойгутов. Манас со своими сорока чоро идет против Шоорука, заставляет его сдаться почти без боя и отдать свою дочь Акылай в жены победителю.

Война с китайцами, возглавляемыми Конурбаем, т. е. "Великий поход" на Бейджин, обуславливается у Саякбая всеми предшествующими событиями. Китайцы угнетают киргизов. Китайские ханы, стремясь уничтожить Манаса, поручают это дело сыну Алооке Конурбаю, который еще до похода Манаса сам хочет уничтожить его и просит на это разрешение у Эсен-хана, но последний, соблюдая осторожность, не разрешает ему самому начинать войну.

Саякбай рассказывает еще о походе на Кашгар, вызванном желанием Кошоя освободить томящихся в зиндане Билерика и Джар-Манаса, которых китайцы захватили силой. Таким образом, и этот поход не носит захватнического характера и кончается не покорением китайских земель и богатств, а лишь освобождением невольников.

Только один поход Чубака на Бухару может быть назван у Саякбая чисто агрессивным. Бухарцы в данном случае ничем не проявили своей враждебности, и Чубак нападает на них с единственной целью захватить престол Бухары. Поход этот Чубак предпринимает без ведома Манаса, и побежденный в единоборстве с Каныкей он спасается бегством.

В итоге можно сказать, что как у Сагымбая, так и у Саякбая, Манас в основном выступает в роли защитника угнетенных, борца за свободу и независимость киргизского народа. Но эта черта в образе Манаса у обоих сказителей не выдержана до конца. Например, у Сагымбая походы Манаса на север и на запад носят агрессивный характер. У Саякбая таких походов нет, но в описании "Великого похода" он говорит о том, что отдельные ханы Манаса стали угнетать завоеванных ими китайцев.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.