Яндекс.Метрика

Вступление

Пользуясь часто готовым заученным текстом, они то, главным образом, и были создателями необычайной популярности эпоса.

III

Стих "Манаса", как правило, состоит из семи-восьми слогов. Это обычный для киргизской народной поэзии размер. После пятого слога в восьмисложных стихах и после четвертого в семисложных следует цезура. В запевах и концовках встречаются стихи, состоящие из шести, пяти и даже четырех слогов, но количество их по сравнению со всем эпосом весьма незначительно.

"Манас" не имеет сколько-нибудь выдержанного строфического членения. В отдельных стихотворных отрывках можно обнаружить трехстишия с рифмованными первым и третьим стихом и вторым нерифмованным, а также четверостишия, в которых первый, второй и четвертый стих имеют общую рифму и третий стих не рифмуется.

Однако принцип произвольного объединения строк в большие или меньшие тирадные группы доминирует в эпосе. Трехстишия и четырехстишия встречаются в нем спорадически и почти всегда являются частью тирадной группы. Будучи тесно связаны рифмой и аллитерацией с остальными строками тирады, они растворяются в ней.

"Манас" в целом характеризуется обычной для киргизских и казахских эпических песен стихотворной формой "джира", которая не знает никакой закономерности в расположении рифм.

Обязательные, как правило, на конце строк рифмы располагаются в нем по произволу певца. Иногда один и те же рифменные окончания — подряд или вперемежку с другими — повторяются в шести, семи и даже десяти, двенадцати строках. Рифма часто возникает неожиданно в довольно большой оторванности от предыдущих однородных рифм: некоторые строки не рифмуются вовсе.

Рифма в "Манасе", как и вообще в тюркских языках, исключительно мужская. С большим мастерством в "Манасе" использована редифная рифма, когда в конце двух или нескольких строк механически повторяется одно н то же слово, рифмуются предпоследние слова этих же строк. Встречаются в "Манасе" (особенно в редифных созвучиях) и ассонансы, но очень близкие к полной рифме. Кроме того, составная редифная рифма иногда заменяется повторением одного и того же слова на конце ряда стихов (тавтологическая рифма).

Наконец, специфической особенностью стиха "Манаса" является исключительно развитая аллитерация, причем аллитерация начальная (анафорическая). Сплошь и рядом аллитерируют начальные звуки нескольких или всех слов строки.

Однако гораздо более обязательной является вертикальная аллитерация, когда ряд строк (иногда десять — тринадцать) начинается с одного и того же слога, редко — с одного и того же звука.

Часто эта вертикальная аллитерация имеет доминирующее значение в фонетической организация стиха, а рифма играет второстепенную роль.

Оценить значение начальной аллитерации в киргизском эпосе невозможно без учета особенностей исполнения эпоса. В киргизском языке, как известно, ударение в словах постоянно падает на последний слог. В связи с этим необычайно распространенное в киргизском эпосе аллитерирование начальных слогов может показаться мало действенным приемом. Но стоит только прислушаться к реальному звучанию киргизских эпических песен, чтобы убедиться в том, что это не так.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.