Яндекс.Метрика

Вступление

Близится к концу начатая по инициативе ЦК КП(б) Киргизии запись "Манаса" со слов сравнительно молодого советского поэта-сказителя Саякбая Каралаева. Проведена огромная работа по собиранию "Манаса" из уст многочисленных сказителей, знающих отдельные главы эпоса.

Сагымбай Орозбаков родился в 1867 году на южном берегу Иссык-Куля в семье из рода Саяк. Отец Сагымбая — Орозбак — был известным в Киргизии музыкантом трубачом (кернейчи) хана Ормона.

Уже в самой ранней юности Сагымбай выделялся из среды своих сверстников исключительными поэтическими способностями. Он сочинял небольшие любовные песенки, которые с большим успехом исполнял на "кыз оюнах" (игрищах молодежи).

Сагымбай разъезжал по Киргизии, участвовал во всех больших тоях*, поминках. Не ограничиваясь исполнением "Манаса", он сочинял поминальные песни для плакальщиц.

В 1916 году, во время известного киргизского восстания, Сагымбай вместе с киргизами Тяньшаньской котловины и Иссык-Кульской долины эмигрировал в Китай. Но и в Китае, вдали от родины, Сагымбай продолжал исполнение "Манаса".

Умер Сагымбай в 1930 году шестидесяти трех лет отроду.

Самый полный из дошедших до нас вариантов "Манаса" (около четырехсот тысяч стихотворных строк) принадлежит прославленному советскому манасчи Саякбаю Каралаеву.

Каралаев родился в 1894 году в Джеты-Огузском районе возле Иссык-Куля. Его отец был скотоводом-бедняком и беркутчи** из рода Бугу. Молодой Каралаев несколько лет работал батраком у русского кулака. В 1916 году он участвовал в восстании против царизма и вместе со многими другими участниками восстания эмигрировал в Китай. На родину возвратился в конце 1917 года. В 1918 году вступил добровольцем в Красную Армию.

Каралаев — ученик Чоюке, одного из крупнейших манасчи начала XX века. Подобно Сагымбаю, он очень рано начал свою поэтическую деятельность. Еще будучи подростком, Каралаев сочинял небольшие лирические песни; как манасчи впервые выступил, когда ему исполнилось двадцать три года.

* Той — пир, празднество.
** Беркутчи — охотник с беркутом. Этот вид охоты является наиболее распространенным в Киргизии.

Варианты эпоса, принадлежащие Сагымбаю и Каралаеву, легли в основу большого издания "Манаса", предпринятого Гослитиздатом в переводах русских поэтов С. Липкина, Л. Пеньковского и М. Тарловского.

Все варианты "Манаса" характеризуются общностью основной сюжетной линии, общностью персонажей и общностью ритма.

Заимствовались также характеристики героев, постоянные канонизированные эпитеты. Однако настоящий большой манасчи никогда не был простым исполнителем чужого заученного текста. Заучивались только наиболее популярные стихи, нередко хорошо известные всей массе рядовых слушателей. О дословном заучивании всего "Манаса" не могло быть и речи.

Прославленные манасчи типа Сагымбая — это прежде всего талантливейшие поэты импровизаторы, сыгравшие огромную роль в формировании и развитии эпоса. Наряду с этими выдающимися поэтами манасчи имелись сотни акынов, певцов-исполнителей, которые знали только отдельные главы и отрывки из "Манаса".

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.