Яндекс.Метрика

Орозобекова Ж.К. К особенностям мифологических образов животных эпоса "Манас"

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 125-126

Еще ждут своего изучения множество вопросов, касающихся поэтики эпоса "Манас". Образы мифологических животных эпоса... — одна из проблем, которая до сих пор не была рассмотрена системно и однозначно в специальной работе. Между тем как для их изучения, эпос "Манас", сохранивший древнейшие архаические пласты и рудименты, вызывает научный интерес. Эпос включает в себя множество мелких преданий, сказок, мифов, легенд, которые на протяжении долгого периода, наслаиваясь друг на друга, влияли на сюжет и мотивы эпоса в целом и способствовали созданию "эпического мира", отражающего историю, культуру, обряды и традиции кыргызского народа.

Образы мифологических животных занимают большое место среди остальных фантастическо-мифологических элементов в архаических сюжетах. Для выяснения генетической природы этих образов есть необходимость обратиться к эпике сибирских и тюрко-монгольских народов, так как в тувинских улигерах, якутских олонхо, башкирских и хакасских преданиях, нартском эпосе мифологические образы в своих первоначальных формах сохранились во множестве и разнообразии.

Кроме того, интересно сопоставление их с образами древнеиндийских сказаний, мифов наиболее раннего периода как "Яяти", "Драупади", "Нала", "Раваны и Валмики", "Деви", "Манматха" и другими.

Миф, по существу, очень широкое понятие. Оно отражает степень восприятия и способ объяснения человеческим сознанием происходящих общественных процессов. Сознание человека, общество, миф всегда находились в тесной связи между собой.

Образы животных в мифе выражают сложные понятия. Например, в африканской мифологии леопард означает царскую власть и выступает символом этой власти. Обозначают различные социальные взаимоотношения и процессы широко распространенные в ней образы собак, лягушек, зайцев. В "Бумба Чемби" — сказаний о богах — заложен мотив происхождения космогонических объектов и животных: Бумба Чемби сначала выплевывает изо рта луну, солнце, его тепло, растения, воду, а затем таким же образом появляются различные животные.

В индийском мифе "Манматхи" фантастический образ "Белой Коровы", образ крылатого коня с четырьмя ушами и восемью ногами, в бурятской "Гесериаде" многочисленные образы драконов, мощных гигантских птиц, леопардов заставляют нас задуматься о причинах их возникновения, истоках, символических значениях.

Например, в кыргызском эпосе дракон выступает покровителем богатыря Манаса и в этом своем качестве взят из наиболее ранних мифологических версий, в позднейших мифах дракон выступает уже в противоположной роли, символизирует образ, приносящий вред человеку.

Образ мифологической птицы Алп Кара Куш широко известен в эпосе кыргызского народа (и не только в "Манасе", но и, например, в эпосе "Эр-Тоштюк", "Карач кокүл баяны"). Проследить его происхождение, связь с подобными образами в других эпосах и мифах народов мира, семантику этих образов представляется актуальным в современном манасоведении.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.