Яндекс.Метрика

Мирдабалева А.С. Художественная структура кыргызского героического эпоса "Манас" (варианты С. Орозбакова и С. Каралаева)

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 87-88

Эпос "Манас" в двух вариантах состоит из совокупности общих крупных традиционных эпизодов. В варианте С. Орозбакова большая часть этих эпизодов являются сюжетнозавершенными и функционируют как самостоятельные сказания, у С. Каралаева данные эпизоды — составные части единого цельного эпического произведения. При таком конструктивном различии в обоих вариантах эти общие эпизоды объединяются в одну общую сюжетную линию и являются самостоятельными большими звеньями эпического повествования, которое приобретает вид эпической биографии богатыря Манаса.

1. В развитии содержания основных эпизодов эпоса можно отметить три тенденции:
а) условную хронологическую последовательность описания жизни богатыря Манаса от рождения до его смерти;
б) серийную циклизацию подвигов Манаса;
в) развитие самостоятельных эпизодов, посвященных жизни и подвигам сподвижников Манаса и его родичей. В них вместе с тем обязательно проходит и тема Манаса.

2. Каждый крупный эпизод в эпосе имеет центральный сюжет и мотивы, образующие его состав. Сюжет крупного эпизода  строится по определенным  логическим законам, имеет композиционную законченность с раскрытием мотивации и причинной связи между действиями. Единство эпического повествования создается благодаря единой исторически обусловленной идее, которая раскрывается на примерах многочисленных богатырских подвигов героя, как фактах его эпической биографии.
В основе каждого эпизода вариантов С. Орозбакова и С. Каралаева лежат, ставшие традиционными для эпоса "Манас", мотивы и сюжеты, которые нередко строятся по однотипной традиционной для данного эпоса схеме (изображения битв, выступлений в походы, эпизоды боев и др.)

4. Сказителями довольно широко используются также и традиционные для многих эпических произведений тюркоязычных народов мотивы с характерными для них сюжетами, ситуациями (долгая бездетность родителей богатыря; сны, предвещающие рождение героя; сражение героя со своей невестой-богатыркой и др.). Одновременно с этим, в традиционные мотивы вводятся новые сюжеты, присущие, главным образом, данному эпосу. Так расширяются рамки традиционных мотивов, они получают своеобразную, характерную для эпоса "Манас" интерпретацию и служат раскрытию его основной идеи.

5. В архитектонике обоих вариантов доминирует многоступенчатость развития сюжета и лишь изредка используется обрамляющий сюжет. Вся структура каждого крупного эпизода свидетельствует о том, что эпическая система не является замкнутой. Идет процесс разрастания эпопеи за счет включения самостоятельных сюжетов, относящихся к другим жанрам фольклора, например, сказке, плачам и др. Все эти сюжеты обычно становятся одними из звеньев эпического повествования и лишь в некоторых случаях они являются составными компонентами обрамляющего.
Таковы некоторые общие особенности построения эпического повествования в двух вариантах С. Орозбакова и С. Каралаева. Вместе с тем, каждый вариант отличается оригинальной трактовкой многих общих эпизодов и мотивов, своеобразным построением и развитием традиционных эпизодов, благодаря чему мы имеем два классических варианта эпоса.

6. Что же определило их различие и по какому пути шла вариативность:
а) развивая эпическую традицию каждый манасчи расширяет тематику эпоса, вводит как традиционные, так и свои новые темы, эпизоды, сюжеты, свое конструктивное их построение.
б) наблюдаются случаи привнесения сказителями в повествование нетрадиционных для эпической композиционной модели сюжетов и мотивов. В этих же эпизодах прослеживаются нетипичные для эпического повествования смещения, изменения внутренних эпических мотивировок сюжета.
в) новая детализация сказителями мотивов в общих для обоих вариантов эпизода нередко приводит к появлению новых сюжетов и персонажей в каждом варианте.
г) появление новых сюжетов в данных вариантах способствует введению новых конфликтов в общий одноконфликтный сюжет, изменению мотивировок действий, возникновению двойных мотивировок действий и поступков.
д) наряду с усложнением сюжета в обоих вариантах наблюдаются явления редукции, что также создает новые варианты сюжетов у одного и другого сказителя.
е) отлична друг от друга в обоих вариантах и более мелкая структура сюжета, ее низшие уровни. По разному используются такие композиционные слагаемые сюжета, как диалог, монолог, повторы, рассказ от лица сказителя.

Таковы некоторые особенности художественной структуры двух классических вариантов эпоса "Манас". Они позволяют сделать вывод, что каждый манасчи, и С. Орозбаков, и С. Каралаев создали свой вариант эпоса на основе общего эпического материала, импровизируя в пределах, допустимых эпической традицией, как общетюркской, так и характерной лишь для эпоса "Манас".

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.