***
– Что нам делать, скажите мне? То ли отказать, тогда начнется война? То ли отдать им мою дочь Санирабигу?
Приближенные начали давать советы: один предложил отдать им дочь, другой – не отдавать; один сказал – отказать, если жених староват, другой – загрузить их выкупом неимоверным, чтобы они сами от невесты отказались.
В конце Темир-хан сам назначил выкуп: шестьсот верблюдов, груженных золотом, целое взгорье скота, две тысячи белых овец, двести черных коров. По одной погонщице скота, девяносто быстрокрылых ястребов, сотню крупных орлов. Двести пусть приведут скакунов, семьсот вместе с ними иноходцев. Да в придачу семь тигров, да крупного рогатого скота, да не рогатого тоже. И пусть пятьдесят дней длится свадьба.
Откуда им найти столько скота, вот и откажутся они от своей затеи, уйдут восвояси, голосили все вокруг. Но тут вступился за сватов старик Шаатемир:
– Темир-хан наш дорогой, ты выслушай меня, постой. Великий Манас впервые к нам пришел, послал сватов и невесту нашел. Манас не из тех, кому следует отказать, наоборот, он из тех, кому следует почести отдать. Отдайте ему свою дочь Рабигу, и пусть они вдвоем счастливо живут.
Темир-хан согласился с мудрым стариком, взял с собой старейшин и вошел в гостиную к сватам. Поздоровались-поприветствовали друг друга, и после этого слово взял Темир-хан:
– Добро пожаловать, дорогие гости! Извините, что не признали: вы нам не сообщили о приезде, а мы вот сами не узнали. Примите наши извинения…
Джакып, в свою очередь, рассказал им о том, о сем, затем, наконец, перешел к делу. Правитель Бухары выслушал его и, дав согласие, назначил выкуп в надежде, что непосильный выкуп отпугнет сватов и заставит их отказаться. Но богач Джакып обрадовался и обещал доставить выкуп в течение полумесяца. На радостях он дал дары такие, что все восхитились щедростью свата.
Тут богач Джакып вновь обратился со сладкой речью:
– Темир-хан, у тебя есть и самая младшая дочь – Арууке. Нельзя отрывать сестер друг от друга, нужно, чтобы они были вместе. У меня есть еще один сын – Алманбет, давай сосватаем ее тоже.
Темир-хан сначала отказывался выдать свою дочь за китайского бродягу, но потом, когда объяснили, что он тоже принц и сейчас усыновлен Джакыпом, согласился.
Довольный поездкой и вдохновленный успехом, бай Джакып вместе с остальными сватами вернулись домой. Собрав народ, Джакып раздал всем подарки, привезенные из Бухары, рассказал о своей поездке и назначенном выкупе. Весь народ собрал для Манаса и Алманбета выкуп в троекратном размере по сравнению с назначенным и отправил их в путь за своими невестами.
Двенадцать дней они были в пути, а на тринадцатый, наконец, добрались до Бухары.
День пробыли они в Бухаре, погостили у правителя, и вот на другой день Манас просит Аджибая:
– Вы же опытный человек, сумеете все организовать. Мы уже ночь переночевали здесь, а я все еще не видел свою невесту. Дайте стражникам по слитку серебра, чтобы мы смогли встретиться со своими суженными.