Яндекс.Метрика

***

Услышав эти слова Аджибая, Алманбет понял, что все-таки он уже не царь. Он прошел в синий шатер, приветствовал всех и сел не где-нибудь, а сразу меж Манасом и Бакаем.

Манас сразу заприметил хмурое лицо Алманбета и велел подавать угощение. Малик налил кумыса с медом и подал его гостю, тот взял чашу двумя руками и преподнес его Бакаю:

– Угощайтесь, почтенный!

Бакай только испробовал из рук Алманбета кумыс и снова вернул его гостю.

– Спасибо, я уже испробовал.

Из чаши же по второму кругу Алманбет пил не спеша, мелкими глотками. Когда он был уже сыт, Манас по обычаю стал расспрашивать его:

– Да будет славным ваш путь, богатырь. По одежде, я вижу, что вы из Китая. Кто вы? И почему вы так грустны?

 Все рассказал начистоту Алманбет и прослезился, вспомнив про свою бесприютную жизнь. Уловив настроение Алманбета, Манас обратился к своим:

– Слушайте, дорогие мои сородичи! Высокогорное Ала-Тоо – кто только его не пересекал. На этот раз ко мне прибыл сам китайский принц, это для нас огромный почет и уважение. Сам бог послал нам такого гостя. Преподнесите ему самый лучший халат, подарите ему самого лучшего скакуна, вручите ему мое лучшее ружье Аккелте, мое лучшее копье Сырнайза и мой лучший меч Акалбарс. Это мой знак уважения китайскому народу в лице принца Алманбета.    

Сородичи так и поступили: они встретили Алманбета по всем правилам гостеприимства. Люди удивлялись, почему Манас слишком щедро одаривает чужеземца. Столько злата-серебра, столько скакунов быстроногих, столько дорогих халатов из парчи и шелка львоподобный Манас еще никому не дарил. Шепот прошел по толпам людей – люди удивлялись такой щедрости своего правителя.

Наконец вежливый и учтивый, велеречивый, но справедливый Серек встал с места и произнес:

– Богатством-то одарили, мой повелитель, но как же наши церемонии? Или же мы оставим без внимания прибытие такого богатыря, как Алманбет?

– Ты прав, мой Серек! – радостно рассмеялся Манас. – Ты тоже иногда оказываешься полезным своей мудростью. Действительно, как мы можем не отметить такое событие скачками в честь столь славного богатыря, как Алманбет?

В тот же день устроили скачки в честь гостя. Алманбет оставил себе Аккулу, а Саралу позволил включить в состязание. К вечеру кони вернулись к финишу, и впереди был Сарала. Люди радовались такому завершению и громко выкликали имя Алманбета. Семь воинов обслуживали его, то подсаживая на скакуна, то помогая ему сойти на землю. В честь отважного Алманбета витязи пиршествовали два дня и две ночи, а на третий день Манас сказал:

– Дорогой богатырь Алманбет! Ты долгожданный наш гость и брат, весь народ наш за тебя рад. Мы готовы тебя принять к себе, но если хочешь уйти, не перечим тебе. Решай, остаться али нет, пред тобою весь белый свет: коль уедешь, все дары возьми с собой, а останешься с нами, то мы навеки с тобой. Правду честно доложи и вот что нам ты скажи: привечать ли тебя как гостя желанного или же почитать как брата названного?

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.