Яндекс.Метрика

***

– Дорогие соотечественники! Дядя Акбалта говорит стоящее дело. Действительно, нам нужно ехать на Ала-Тоо, – поддержал Акбалту Джакып.

– С тех пор прошло много времени, я разузнал, что в Чон-Кемине живет еще один из кыргызских сыновей Эр Урбу, который кормится трудом и потом, разводит скот, нажил богатство и стал почитаемым народом. Кроме того, он знаменит своим красноречием. Он тоже может стать твоей опорой.

Юноша Манас внимательно выслушал все советы Акбалты до конца. Он понял, что алтайская земля не станет родиной для кыргызов, а калмаки и китаи – близкими народами. Вместе со своими сорока друзьями юноша Манас пустился в путь.

И днем и ночью ехали они, время от времени проходили перевалы, много гор пересекли, много рек перешли, ехали они на быстроходных скакунах, в пути они видели множество прекрасных краев, обошли они земли Кыяс и Текес. Там в горах есть снега, в предгорьях – чащи и разнолесье; во впадинах есть зайцы, в углублениях – змеи; на равнинах есть козлы, на холмах – олени; на взгорьях есть архары, на полянах – лисы; в степях есть онагры, да что там говорить, они проехали все местности, где водились звери всей земли.

Перевалив горы, пройдя много путей-дорог, тоскующий по родной земле Манас ни разу не сомкнул своих глаз, нигде не отдохнул и, перейдя перевал Бель-Мойнок, добрался до земель Уч-Каркыра. Овсяница и ковыль, изень и полынь росли здесь по пояс. На холмистой широкой степи в разных местах встречались маралы, похожие на светло-рыжих лысых коров, не встречавшие раньше людей, они испуганно убегали прочь. Перейдя Уч-Каркыру, спустившись по косогору Кызыл-Кыя и увидев синеющее впереди озеро, Манас сильно восхитился и спросил у Аджибая, ехавшего рядом:

– Эй, Аджибай, неужели бывает такое красивое озеро и такая прекрасная земля? Это удивительное озеро, вобравшее в себя характер кыргызов, нельзя показывать завистливым глазам, нельзя позволять ступать грязным ногам, нельзя давать хватать жадным рукам.

– Манас, мы же видели с самого Алтая множество красивых мест. Но это озеро, оказывается, красивее их всех. 

– Гляди, Аджибай, из разных ложбин стекает множество чистых, прозрачных вод, по берегам – черная смородина и непроходимые заросли, в лесах поют разные птицы, в горах растут ели, и можжевельник радует глаз. Олени и важенки, козы и козлы, архары и горные бараны пасутся везде. Здесь обитают тигры и барсы, леопарды и рыси. На этой священной земле больной быстро выздоровеет, старый помолодеет, бедный разбогатеет. О, как прекрасен Иссык-Куль!

– Ты прав, Манас, Иссык-Куль – это рай на земле.

– Эх, Аджибай, из-за такой красоты озера, из-за такого богатства земли сколько будет кровавых битв, сколько голов героев-богатырей полетит по земле, как мяч, сколько слез прольется! И все это из-за тебя, дорогой Иссык-Куль.

Он осторожно обмакнул руку в воду и омыл лицо. Затем обвел руками лоб и произнес доброе пожелание:

– Милое наше озеро, не дай растратить свою вековечную святость, принеси удачу нашему народу. Пусть твоя красота и богатство окажут милость кыргызскому народу на века.  

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.