Горячева В.Д. К проблеме названия кыргызского эпоса
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 18 - 20
1000-летие эпоса "Манас" — дата условная. Истоки эпоса кроются в глубинных пластах истории и связаны с героическим прошлым древних кыргызов, когда они еще обитали на Енисее, затем на Алтае и в Восточном Туркестане. До наших дней там сохраняются некоторые из топонимов эпоса, в частности, селение, река и горная гряда с названием Манас в Турфанском оазисе. Это слово известно в обиходе местных жителей и в названиях богатой природы Восточного Туркестана, о чем писал еще в 1947 г. А.Н. Бернштам.
Исторические судьбы кыргызов в прошлом до конца не раскрыты, а пути их миграции и сложения в народность чрезвычайно сложны и до сих пор не разрешены. Но несомненно, что в многовековой истории этнических перемещений часть кыргызов проживала в Восточном Туркестане, населенном в основном ираноязычными племенами и народами. Как знать, может быть, кыргызами было заимствовано понятие "Манас", имевшее в буддийской и манихеиской среде населения этого края священное значение. Не исключено, что это понятие было знакомо также кыргызам на Енисее.
Понятие-слово "Манас" имело глубинный смысл и сакральное значение в среде буддистов и манихеев Тур-фанского оазиса уже в первой половине 1 тысячелетия н. э. "Покаянная молитва манихейцев" ("Хуастуанифт", ираноязычное сочинение) предположительно в V— VII вв. была переведена с согдийского на тюркский язык. Этот источник сохранился в трех списках: 1. на уйгурском языке (хранится в Институте востоковедения СПб отделения РАН, найден в Турфанском оазисе); 2. манихейском письме (Берлинский список, найден там же); 3. манихейском письме (Лондонский список, найден в пещере "1000 будд" близ Дуньхуана). Молитвенная формула звучит так: "Манастар хира-а" ("Прости мои прегрешения"), что отмечено и в Древнетюркском словаре (1969, с. 366).
В санскрите термин "Манас" означает "ум, способность человека мыслить". Манас — это тот аспект сознания, который осуществляет связь субъекта и объекта. Манас, по-существу, двойственен: с одной стороны, это "внутреннее чувство", которое соприкасается с миром вещей и образует сознание, состоящее из пяти "скандх" — элементов. С другой стороны, Манас сообщается со способностью к индуктивному познанию ("буддхи") и освещается им.
В буддийском представлении Манас — это так называемое седьмое, концептуализирующее сознание, которое систематизирует результаты сознания, получаемые "шестью сознаниями"; Манас выделяет субъект — самого себя — и объекты, то есть, в конечном счете утверждает реальность "Я", истинное существование которого безоговорочно отрицается всеми без исключения буддийскими школами (Буддизм, 1992, с 174).
Можно оспаривать происхождение слова "Манас", ставшего именем героя эпоса в связи с буддийско-ма-нихейской традицией Центральной Азии, но не подлежит сомнению тот факт, что древние кыргызы находились в тесных контактах с племенами и народами восточного Туркестана и, как свидетельствуют истори-кие источники, буддизм и манихейство в свое время были распространены как среди части тюрков, так и в среде кыргызов. Эта гипотеза может быть принята или не принята специалистами в области языкознания и ре-иоведения, но как научная версия о древнем происхождении слова "Манас", наряду с другими, она имеет право на существование. Ибо ничто так не живуче в народной памяти, как мифологическая (религиозно-культовая) символика слова. Истинное значение его на протяжении веков теряется, особенно со сменой идеологии и общественных представлений, так же как забываются даты подлинных событий и имена героев.
Сакральное значение имени-понятия Манас сохраняется веками, об этом знает и передает своим детям каждый кыргыз. С.М. Абрамзон отмечает, что никогда кыргыз не наречет своего ребенка именем Манаса, хотя может использовать любые имена, даже богов, которым всегда поклонялись. Дух Манаса, культ Манаса ( — но не предка!) — главнейший в сознании и жизненной практике кыргызов: у Манаса просили защиты и покровительства, с именем Манаса присягали на верность народу родоплеменные вожди, с этим именем начинались все великие дела во благо страны и народа.