Яндекс.Метрика

Ч.А. Бийгельдиева. Мифологический способ конструирования реальности (на примере эпоса "Манас")

Начальный период становления кыргызской философской мысли исторически совпадает с периодом разложения первобытного строя, формирования и развития классового общества. Первоначальные сведения социально-философской мысли, а точнее философемы, в мировоззрении древних кыргызов обнаружились, в первую очередь, в их мифических представлениях, религиозных верованиях, в различных образцах фольклора и др.

Старший преподаватель, кафедра философии и социальных наук, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек

Оригинальная версия // Приволжский научный вестник. Выпуск № 1 (53) / 2016

Слово "миф" греческое, в переводе означает "предание", "сказание". Это фантастическое повествование о природных и социальных явлениях. Миф возникает на ранней стадии общественного развития. Кроме того, является одной из форм выражения человеком своего отношения к миру. Человечество в форме различных мифов, преданий, сказаний пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как возникновение и устройство мироздания, о смысле естественного порядка, о возникновении важных явлений природы, животных и людей. В мифах определяется также предназначение и содержание человеческого существования. Мифическое представление мира отличается антропоморфизмом, персонифицирует силы природы, тесно связано с религиозными представлениями, и в то же время содержит сумму знаний о природе и человеческом обществе, накопленных в процессе векового опыта.

В культурной истории каждый народ прошел через стадию мифотворчества. Сравни-тельно-историческое изучение широкого круга мифов народов мира позволило установить, что целый ряд основных тем и мотивов повторяется. По содержанию и развитию сюжетной линии можно выделить несколько категорий кыргызских мифов: космогонические, этиологические, тотемистические, героические, эсхатологические и др.

К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные мифы. Наиболее архаичную группу среди сохранившихся мифов составляют астральные мифы, повествующие о звездах и планетах, об их происхождении, свойствах и особенностях, в широком смысле они включают в себя солярные и лунарные мифы. Поэтому под понятием "астральные" подразумевается не только звездные, но и мифы о Солнце и Луне.

Луну и звезды кыргызы рассматривали как неотъемлемые части неба. Возможно, в далеком прошлом они олицетворялись, но позднее эти представления были почти забыты, и сведения о них довольно скудны. Однако по некоторым сохранившимся пережиткам можно предположить, что луна и звезды были объектами почитания. В повседневной жизни на луну запрещалось указывать рукой, долго смотреть и подставлять лицо под лунные лучи. Ч.Ч. Валиханов писал, что "Луна, вероятно, была божеством. Киргизы при виде новой луны делают земные поклоны и летом берут с того места, где делали поклоны, траву, которую, придя домой, бросают в огонь. Вообще говорят о луне с уважением" [1, с. 58]. Рассматривая представление кыргызов, связанных с луной, Ф. Поярков писал, что "увидев луну, каждый киргиз делает ей бату, как мужчина, так и женщина" [2, с. 32].

Кочевой уклад жизни кыргызов способствовал развитию народных астрономических знаний. Практически каждый кочевник хорошо знал расположение звезд и созвездий на небе, их движение, время и место появления и заката в разные сезоны года и применял свои астрономические познания на практике. От времени и места их появления на небе определяли погодные изменения, от которых в свою очередь зависела хозяйственная деятельность. Очень важно понять, что для сознания мыслящего субъекта мифически-символическими категориями, не погода влияла на движение звезд, а наоборот, звезды воздействовали на погоду, о чем сегодня могут свидетельствовать множество дошедших до нас народных примет. В этом отношении знание мифов, их семантического смысла было очень существенным для кочевника. Знания о звездном небе передавались через многие поколения устно в виде легенд и рассказов, тем самым сохраняя мифологические мотивы. Широко распространенными были мифы о тех звездах и созвездиях, которых хорошо видно с земли. Это мифы о ЖетиКаракчы (Большая Медведица), Yркeр (о созвездии Плеяд), Yч Аркар (Орион), Темир Казык (Полярная Звезда), о Венере, о созвездии Весов и т.д. Многие из этих мифов имеют общие сюжеты и образы в мифологиях этнически близких народов.
Вследствие многовекового накопления знаний о звездном небе у кыргызов возникают собственные астрологические представления, согласно которым звезды имели непосредственное воздействие на человеческую судьбу и его мир. По астрологическим верованиям кыргызов каждый человек имел свою звезду на небе. Падающая звезда символизировала смерть человека. Когда они видели падающую звезду, чтобы отогнать смерть, говорили "моя звезда выше" или "пусть моя звезда будет высокой" [1, с. 57]. Человека, которому сопутствует удача, человека симпатичного, приятного кыргызы называли человеком "со звездой" (жылдызы бар киши; жылдыздуу адам) [3, с. 69].

С почитанием звезд связаны некоторые обряды из погребального ритуала кыргызов. Северные кыргызы одежду умершего, полученную в виде вознаграждения за обмывание покойного, прежде чем внести в дом вешали во дворе, чтобы ее "видели звезды" (жылдыз көрсүн). А на юге Киргизии одежду, которая была в употреблении во время похорон, родные покойного раскладывали по верху юрты с этой же целью [4, с. 35]. Таким образом, кыргызы полагали, что звезды обладают очистительной силой, и для кыргызов ночное небо обладало особым сакральным значением.

Космогонические мифы повествуют о происхождении космоса в целом и его частей. В космогонических мифах особенно актуализируется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в гармонию. В них непосредственно отражаются представления людей о структуре космоса: трехчастной - вертикально, четырехчастной - горизонтально, описываются различные миры. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных природных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди и мирового океана, растений, животных,человека.

Сфера космогонического для мифопоэтического сознания очень широка, поскольку оно отождествляет природу (макрокосм) и человека (микрокосм). Человек создан из элементов мироздания, или наоборот - вселенная происходит из тела первочеловека. Космогоническое понимание древних кыргызов можно проследить в эпических произведениях, например в эпосах "Манас" и "Эр Тоштук" и др. Манас как мировое дерево символизирует в эпосе пространственную структуру мира. И представление, данное в эпосе "Манас", полностью совпадает с первобытными представлениями кыргызов.

В "Эр Тоштуке" мироздание состоит из трех частей, и оно выступает в глазах древних главным структурным элементом:
1) ай ааламды кыдырып (путешествуя во вселенной);
2) жердин устун чалчу элем (искал на поверхности земли);
3) жети кундө мен кемпир, жердин астын чалчу элем (искал подземелье, старуху семь дней) [5, с. 66] (подстрочный перевод автора);

Как отмечает Ы. Мукасов, мир в "Эр Тоштуке" представлен через призму сложного и богатого религиозно-мифологического восприятия [6, с. 50]. Возможно, наши предки предполагали и образно описывали существование трех областей мира:
1) экзистенциональной;
2) мира, в который переходит человек после смерти (потусторонний);
3) мира духов [7, с. 55].

И веря в их существование, заботились об умершем, оставляя в могиле сосуды с пищей, оружие, орудия труда, предметы туалета и украшения. Третий мир - это мир духов (идеальный мир), в который входит умерший.

Кыргызский народ, с точки зрения современной науки, описывает процесс возникновения вселенной. Так, согласно древнетюркским (орхонским) письменным надписям, к которым древние кыргызы имеют самое непосредственное отношение, в начале были сотворены "голубое небо" и "бурая земля", а затем уже между ними возникли "сыны человеческие". В древне- тюркских енисейских памятниках "голубое небо" названо также "крышей" над миром, где ежедневно (и еженощно) рождаются Солнце и Луна [8, с. 536-537].

За мифологическими метафорами прослеживается идея сотворения мира. При рассмотрении мифологии древних кыргызов можно легко обнаружить идею о первопричине вселенной (например, в мифе о "Кек өгүз"). Кыргызы считали, что Земля состоит из семи ярусов (этажей). На самом дне находятся одноглазые великаны (циклопы) и другие вещества, говорящие на человеческом языке. Там есть никем не тронутое волшебное "синее озеро", из которого и собаки воду не пьют, то есть мертвое озеро. Эту твердую семислойную Землю держит на своих золотых рогах огромный Көк өгүз - сивый вол. Когда у вола один рог устает, он перекладывает Землю на другой, при этом происходят землетрясения. Сила землетрясения зависит от силы и скорости перекладывания Земли с одного рога на другой: чем сильнее и быстрее вол это делает, тем сильнее землетрясение [3, с. 70].

Сложилось мнение, что этот миф имеет мусульманские корни и восходит к кораническим легендам, точнее к хадисам (наставлениям) арабского ученого Ибн аль Факиха. В его наставлении говориться так: "Земля держится на рогах быка, бык на рыбе, рыба на воде, вода в воздухе..." [9, с. 50]. Сходные мифологические мотивы существовали еще задолго до прихода арабо-мусульманской культуры в Центральную, Восточную и Южную Азию и были частью мифологии проживающих здесь народов. Так, в иранской мифологии есть древний сюжет о гигантской рыбе, плавающий в океане преисподней и несущей на себе быка как опору мира [10, с. 392-393].

Согласно другому схожему древнеиранскому мифу, огромная первозданная рыба Кара охраняет мировое дерево, которое растет посреди большого озера Ворукаша. На этом дереве пребывают семена всех растений, которые, рассыпает на землю чудесная птица Сэнмург. В.Н. Топоров считает, что, возможно, центральноазиатский мотив о мифической рыбе, держащей Землю, связан, прежде всего, с древнеиндийскими представлениями о мировой горе посреди океана [10, с. 362].

Географически и этнически близкими для кыргызов являются мифы об устройстве вселенной монголо- и тюркоязычных народов Центральной Азии и Южной Сибири. Так, общемонгольским является представление о том, что Земля имеет форму диска или квадрата и покоится на брюхе водяного животного - черепахи или лягушки. Картина мира у ойрат-калмыков несколько отличается: Земля у них лежит на слоне, стоящем на спине огромной рыбы; резкое движение ее приводит к землетрясению [11, с. 170-174].

Среди тюркоязычных народов космогонические мотивы о рыбе и быке, удерживающих Землю, сохранились у алтайцев и казахов. У алтайцев один из вариантов мифа о возникновении мира повествует о том, как Ульгень (верховное божество алтайцев и шорцев) по велению Ак-эне - священной матери, обитавшей в мировом океане, - сотворил Землю. Для укрепления Земли на первозданных водах Ульгень использовал три гигантские рыбы (керпалык). Главной опорой Земли является центральная рыба, направленная головой на север, она под жабры подхвачена арканом, конец которого закреплен для прочности к трем столбам на небе. Если спустить аркан со столбов, Земля может утонуть.

В первой половине XX века казахский миф о Кок-огызе был зафиксирован Б.А. Куфтиным: "Вся Земля покоится на огромной рыбе, - пишет он, - которая плавает по воде, поддерживаемой силой пара (буу) и ветром. Она опоясана колоссальным драконом, и на ее краю стоит голубой бык, Кок Огуз, на одном роге держащий все небо. Если двинется рыба - бывает землетрясение, если пошевелится голубой бык - наступит конец света". Таким образом, кыргызский миф о көк өгүз имеет много общего с представлениями о мире с многими народами. В силу своей широкой распространенности, возможно, этот мифологический мотив имеет очень древние истоки.

Считалось, что перемены погоды зависят от движения Үркер по небу. Само движение этого созвездия по небу объяснялось "языковой" мифологией как его перекочевка - кечүсүү. Движение Үркер кыргызы описывали следующим образом: Yркөрдүнтуулушу - рождение, көккөчыгуусу - поднялся ввысь в небо, жергетүшүсү — сошел на землю. В мифологическом значении это воспринималось как его воскрешение и смерть. Рождение Үркер совпадало с июньским солнцеворотом и, по приметам кыргызов, сопровождалось ветром и дождем, что в народе символизировало переход и начало подготовки к холодному сезону. Пока Үркер постепенно поднимался, на земле наступали холода, и в самый холодный период, с середины декабря, оказывался высшей точкой звездного неба, и это называлось "Yркердүнкөккөчыгуусу", здесь он достигал центра мира. Үркер начинал опускаться в западном направлении и к началу мая опускался на землю, знаменуя этим начало самого жаркого периода в году, который кыргызы называли жайкычилде - жара. Достигнув горизонта, Плеяды скрывались за ним, что воспринималось как его уход в нижний мир, его смерть. Таким образом, Уркер подобно Солнцу, совершал свое ежегодное цикличное путешествие по трем мирам вселенной.

У кыргызов сохранились различные варианты мифов о созвездии Плеяд. Самые известные из них рассказывают о том, как по вине парнокопытных животных - коровы или козы - на земле случаются холода [3, с. 32]. Эти мифы служат подтверждением существования у кыргызов древних мифологических представлений о зависимости теплого и холодного периодов года от Үркер. Таким образом, в этом мифе отражается период, когда шло сотворение космоса из хаоса, организация пространства и времени. В мифологии кыргызов Үркер стал астральной метафорой времени. Согласно легендам названия созвездия Үркер произошло от слова үркүү - испугаться. В созвездии семь звезд, но с Земли видны лишь шесть, когда на них напали Жети- Каракчы, они испугались. Поэтому их называют Үркер - вспугнутые.

В этих мифах повествуется о том, что Жетикаракчы (Большая Медведица) в древности похищают красавицу Улпулдөк - дочь Үркёра (Плеяды), за что мать её все время преследует семерых разбойников, что наблюдается в течение всей ночи на северной стороне неба. А дальше Жетикаракчы выслеживают двух лошадей Кичи Жетиген (Малая Медведица), Ак сарыат - Белый мерин (беловатого цвета) и Кок сарыат - Серый мерин (синеватого цвета), которые пасутся на лугу, привязанные веревкой. Конец верёвки находится у Кут жылдыз (Полярная звезда). Разбойники хотят украсть лошадей. Но их желание никогда не сбывается, поскольку каждый раз им мешает наступление утра. И повторяется это вечно. Следует отметит, что Плеяды в кыргызской мифологии были женским персонажем, и противопоставлялись мужскому созвездию Жети Каракчы, т.е. семь воров, которое известно нам как Большая Медведица.

Сюжеты мифов о Плеядах и Большой Медведице тесно переплетаются, в мифологическом сознании судьба и жизнь этих созвездий мыслилась реальной и единой на двоих. Однако в кыргызских мифах Үркер и Жети Каракчы - это невозлюбленные образы, а скорее, наоборот, оппозиционно-враждебные. Доказывает это их звездная жизнь, которую каждую ночь можно было наблюдать, и воспринималось это как борьба, вечная космическая погоня друг за другом.

Среди кыргызских космогонических представлений выделяется еще одна мифологема "небо - верхний мир и звезда - архар", с помощью которой воспринимался и описывался мир. О том, что в некоторых случаях звезды означались как стада небесных архаров, могут свидетельствовать наскальные изображения, обнаруженные в Саймалы Таш. На этих изображениях часто встречаются рисунки архаров и оленей с древовидными и спиралевидными рогами, сцены нападения на них собак. В этих композициях нет четко обозначенного верха или низа, архары располагаются в неком условном пространстве, словно в воздухе. Можно предположить, что эти представления отразились на сюжете кыргызского мифа о созвездии Yч Аркар - Орион. Среди кыргызского народа существовали разные варианты мифов об Yч Аркар. Несмотря на сюжетные различия, мифы повествуют о том, как охотник или охотники с оружием в руках преследовали с конем, либо с собакой трех архаров.

Итак, кыргызские мифы сочетали в себе реальность и фантазию, знание и веру, естественное и сверхъестественное и играли огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и социумом, обеспечивая внутреннее согласие человеческой жизни.

Список литературы:



1. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений: в 5 т. - Алма-Ата, 1985. - Т. 4. - С. 58.
2. Поярков Ф. Каракиргизские легенды, сказки и верования. Верный, 1900.
3. Байбосунов А.Ж. Донаучные представления кыргызов о природе и обществе. - Б.,
2009.
4. Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. - Ф., 1972.
5. Эр Тоштук. - Ф., 1956.
6. Мукасов Ы. Философская мысль в контексте развития кыргызской культуры. - Б.,
2010.
7. Ибраев К.Ш. Миропонимание древних кыргызов. - Б., 2001.
8. Кляшторный С.Г., Басилов В.Н., Потапов Л.П. Тюркоязычных народов мифология // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. - М., 1992. - Т. 2.
9. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. 4. М., 1957.
10. Топоров В.Н. Рыба // Мифы народов мира. - М., 1980. - Т. 2. - С. 392-393.
11. Неклюдов, С.Ю. Мифология монгольских народов. // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. - М., 1980. - Т. 2.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.