Яндекс.Метрика
Тогусаков О.А., Козубаев О., Саралаев Н.К. Исторический метод и эпос "Манас"

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 169-170

Предпосылкой познания является устанавливающееся в ходе деятельности диалектическое единство объекта и субъекта. В этом взаимодействии объект — источник познания и как таковой он определяет содержание знаний. Субъект играет активную роль. При анализе прошлого исторический метод должен учитывать не только общее, присущее разным формам субъектно-объективного взаимодействия, но и особенное, связанное как с самим объектом познания, так и с характером деятельности.

Историческое познание осуществляется, когда те или иные события уже превратились в свое инобытие (прошлое), они отделены от субъекта познания интервалом. Время, с которым имеет дело индивид, это прошедшее социальное время, выражающее преемственность в развитии различных этапов, человеческой деятельности. Формами объективации этой деятельности, а, следовательно, выражением временной связи являются продукты материальной и духовной деятельности человечества. Предмет культуры — это та канва, которая соткана индивидом и коллективом, зафиксировавшим в ней свои творческие способности, и которая является внешним материальным выражением временного следования событий. Поэтому метод исторической конструкции есть воссоздание событий в их временном следовании, выражающем преемственность различных этапов деятельности людей. Субъект тем самым воссоздает историю общества, формы деятельности предшествующих поколений в их конкретно-событийной форме. Связь субъекта и объекта в истории носит специфически опосредованный характер.. Опосредованность здесь состоит не только в использовании логических средств познания, позволяющих вскрывать скрытые за внешностью внутренние отношения, но и в том, что связь с объектом (прошлое) осуществляется через настоящее.

Историческое познание имеет и неопосредованный характер. Все дело в том, что настоящее связано с прошлым, оно включает в себя преобразованные элементы прошлого, которые отличаются своеобразием, ибо взаимодействуют между собой в определенный период врел мени и в то же время не взаимодействуют (разумеется, в различных отношениях).

Главным и решающим фактором, дающим возможность перехода к прошлому, является непрерывная духовная деятельность человека, которая находит свое предметное воплощение в мире созданных человечеством предметов культуры, социальных ценностей.

Духовные ценности прошлых эпох на определенном этапе развития общества влияют на ход событий, выполняя своеобразную функцию. Например, кыргызский эпос "Манас" входит в фонд настоящей и будущей культуры, юн никогда не изменяется так, как это происходит с материальными факторами. Меняется лишь его функция, поскольку он, с одной стороны, обслуживает людей, сочетая их духовные потребности с запросами новой эпохи, с другой стороны, воссоздает историческое время кыргызского народа.

Задача состоит в том, чтобы в форме конкретно-исторической картины воспроизвести лежащие за внешним покровом исторических событий внутренние тенденции, закономерности современного общества.

Эпос необходимо рассматривать не только в плане одного объяснения прошлого, но и в смысле безбоязненного предвидения будущего

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.