Яндекс.Метрика

Н.А. Тадина. Нравственность батыра в кыргысзком эпосе "Манас" и алтайском "Алып-Манаш"

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 45-47

Героические сказания "Манас" и "Алып-Манаш" относятся к памятникам культурного наследия кыргызов и алтайцев, тесно связанных в этногенетическом и этно-культурном отношении. Известно, что эти фольклорные произведения имеют единую эпическую основу, сложившуюся на Алтае в VI—VIII вв. (Жирмунский В.М., I960, 151; Мелетинский Е.М., 1963, 251; Суразаков С.С., N85, 67—68).

Героический эпос можно рассмотреть как историко-этнографический материал. В нем отразилось историческое самосознание этноса, выраженное в устойчивом представлении о своем прошлом, о происхождении. В эпосе "Манас" неоднократно встречаются сведения об Алтае как родине народа и его батыра Манаса. В оборот повествования наряду с древними этнонимами кыпчак, уйгур, найман, мундус, тёлёс введены более поздние: алтайцы, казахи, ойраты. Представления о калмаках, китаях как эпических врагах имеет опосредованную связь с реальной историей, когда кыргызы, начиная с XV в. и до середины XVIII в., отражали вместе с соседними тюркоязычными народами вторжения западномонгольских войск и северокитайских этнических объединений. Этот период борьбы стал "эпической эпохой" в героическом эпосе народов Средней и Центральной Азии.

В "Манасе" и "Алып-Манаше" ярко отражены духовно-нравственные представления, выступающие одним из внешних проявлений культурного облика народа. Повествующиеся действия и события разворачиваются вокруг основного эпического героя — "батыра". В образе богатыря — батыра закреплялись исконно верные образцы поведения, правила общения и другие этикетные нормы, нашедшие в эпосе широкое отражение. Многовековые контакты алтайцев и кыргызов обусловили у них единые духовно-нравственные ценности, заложенные в образы батыров Манаса и Алып-Манаша.

В основу моральных ценностей эпических героев положены смелость и отвага. Батыр избран, выделен народом по признаку особой храбрости, силы и военному опыту. На примере батыра осмысливается представление о том, что храбрость воина необходима не для восхваления его или личной гордости, а во благо общества. Поощрялось осмысленное мужество, поэтому в тексте эпоса "Манас" многократно звучит предостережение: "силы свои соизмеряй, пораскинь своим умом, как бы тебе бесславно не умереть", "понапрасну не храбрись".

Понятие долга становилось одним из центральных в системе социально-этических ценностей. Долг перед родственниками, народом направлял поведение батыра в нужное русло, в соответствии с принятыми нормами в обществе. В результате этого сложилась регламентация бытового поведения, санкционированная героическим эпосом. Отклонение от моральных ценностей и нарушение этикетных норм создают конфликты в обществе. Тот, кто обладает совокупностью качеств, отражающих высокие понятия народа о чести, благородстве, правдивости, считается авторитетным.

В героических сказаниях "Манас" и "Алып-Манаш" описан один из основных обычаев — обычай гостеприимства, основу которого составлял характер скотоводческой жизни. Данный обычай отвечал общим интересам, как способ самосохранения и как правило, сопровождающееся традиционным ритуалом. Здесь высшее свое воплощение находят такие прекрасные свойства характера, как великодушие, доброта, щедрость. Этот обычай поощряется на примере батыра Манаса и батыра Алып-Манаша, как свидетельство их знатности и благородства. Батыр одаривал присутствующих скотом, ценившимся выше любых драгоценностей. Получить коня в дар означало иметь признание в обществе.

Для этических представлений характерное значение имеет половозрастной фактор. Люди старшего поколения, как живая память коллектива, олицетворяли житейскую мудрость и являлись главными хранителями социального опыта. На древних традициях основывается бережное отношение к старшим: недопустимо отказываться от выполнения их просьб, спорить с ними, выражать им свое недовольство, следует внимательно относиться к их советам. В строках эпоса заключен глубокий смысл о взаимосвязи отцов и детей.

Любой народ, независимо от количества его, за многовековую свою историю существования обогатил духовно-нравственные ценности человечества. На протяжении всей истории социальный опыт закреплялся в памяти народа и передавался из поколения в поколение. На примере подвигов батыра воспитывается молодежь. Нравственность, бытовавшая в древности и средневековье, актуальна и сегодня. Предками осуждались отрицательные черты характера, как легкомыслие, злословие, эгоизм, болтливость, умаляющие достоинство личности. В образе кыргызского батыра Манаса и алтайского Алып-Манаша поощряется необходимое качество человека — нравственность.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.