Яндекс.Метрика
Шакеева Ч. Психология конфликта в эпосе "Манас"

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 175-176

Эпос, прошедший великий тысячелетний путь и стоящий на пороге нового тысячелетия, представляет собой неиссякаемую для познания открытую систему. Эпос имеет не только важное историческое значение, но и играет большую роль в процессе осознания и открытия человеком самого себя. Это становится очевидным при исследовании отраженной в произведении народной психологии.

Эпос проникнут глубокими психологическими мотивами. Другими словами, в нем глубоко прочувствованы народные представления о государстве, культуре, нации, а такие понятия, как любовь, свободомыслие, насилие, власть и смерть раскрыты с великолепным мастерством. Итак, человеческая природа, ее сущность, а также проблема потребностей людей ставятся в эпосе в обычном психологическом аспекте. Многие понятия, и в том числе, такие как власть, лидерство, администрирование, стремление к покорению других, составляют стержень (основу) эпоса и вместе с тем соответствуют человеческой природе и его потребностям.

В эпосе дана особенно четко психология конфликта. Конфликты представлены не только в тотальных сценах, но прежде всего в столкновении характеров, идей и целей. В эпосе, говоря современными понятиями психологии, раскрываются различные пути и способы захвата власти, ее удержания или свержения власть-имущих. Отсюда и возникает отношение к власти как системе духовных и психологических явлений. Здесь раскрываются человеческие возможности, его сокрушительная сила, а также нравоучительные представления, рожденные его волей и эмоциями. Из эпоса можно сделать вывод, что человеческая активность может быть жестокая, несущая смерть, и вместе с тем созидающей, объединяющей.

В эпосе раскрываются различные, известные современной психологии, виды и типы конфликтов.

Во-первых, внутриличностный конфликт. Свидетельством этому являются печали и радости Бакая, Манаса и его жены Каныкей и других главных героев.

Во-вторых, межличностный  конфликт.  Сюда относятся столкновения между двумя или несколькими людьми, преследующими различные цели (Манас — Конурбай, Манас — Нескара, Алманбет — Шыпшайдар, Семетей — Канчоро, Кошой — Жолой). Обычно они взаимосвязаны между собой и пытаются претворить свои цели в жизнь. Конечно, довольно часто встречаются случаи, когда эти противоречащие цели враждующих сторон реализуются лишь тогда, когда одна из сторон в ожесточенной схватке побеждает другую.

В-третьих, конфликт между группами людей. Например, борьба народа Чынждухана и рода ногоя, народа хана Алооке и народа Музбурчака и др. Они преследуют противоположные цели и препятствуют друг другу в их осуществлении.

Эпос говорит и о различных путях разрешения конфликтов. Один из них — "тотальная война", заканчивающаяся полной победой одних над другими. В качестве примера можно привести конфликт между Манасом и Алооке. Описание различных негативных и позитивных сторон подобного разрешения конфликта выявляют глубину эпоса. "Тотальная война" может иметь и положительное значение, но она не разрешает полностью конфликта, и тогда она становится началом нового столкновения. Например, борьба между Орумбаем и Чынджу заканчивается поражением последнего, но он начинает тайно собирать войска против сына Орумбая Сары-Хана.

Другой вид разрешения конфликтов — компромисс, приход к согласию на основе взаимных уступок. Разрешение конфликта между Манасом и Козкаманами достигается таким путем.

Наиболее эффективным путем выхода из конфликта является интеграция. Этот вид разрешения конфликтов очень часто встречается в эпосе, и он лежит в основе действий главного героя Манаса, направленных на разрешение войн и противостояний. Так, он объединяет разобщенные племена кыргызского народа и призывает их ханов к согласию.

Таким образом, исследование психологии конфликтов, их видов и путей разрешения, показало, что те средства, к которым прибегал народ еще в древние времена в соответствующих условиях, становятся нам известными только в последние годы благодаря научным изысканиям.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.