Яндекс.Метрика
Самдан 3.Б. Общие мотивы и образы в древних сказочно-мифологических слоях эпоса "Манас" и в тувинской волшебной сказке

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 99-101

Мотивы, сюжеты и образы кыргызского эпоса "Манас", как полагают его исследователи, многостадиальны и сохраняют в ряде последовательных наслоений пережитки более древних ступеней исторического развития. В этом плане особый интерес представляет сравнительное изучение некоторых основных мотивов и образов, встречающихся в тувинской волшебной сказке и в сказании "Эр-Тёштюк". Сказочные сюжеты о богатыре Тёштюке чрезвычайно популярны среди многих тюркских (да и не только тюркских) народов и существуют обособленно, но в тесном соприкосновении с эпосом "Манас".

Немецкая фольклористка Эрика Таубе в своей статье "Версия материала "Эр-Тёштюк" алтайских тувинцев в отношении к версиям других тюркских народов" пишет, что "Эр-Тёштюк" зафиксирован у кыргызов, казахов, тюменских татар, алтайских тувинцев, калмыков, ордос-монголов. На основе тщательного анализа разных версий "Эр-Тёштюка" она приходит к выводу, что алтайско-тувинская версия (имеется в виду сказка тувинцев, проживающих на территории Северо-Западной Монголии) не заимствована от соседних народов, а сформировалась как богатырская сказка в тюркской среде.

Кыргызский эпос сохранил об Эр-Тёштюке обширную сказочную поэму, записанную акад. В.В. Радловым (1869 г.) и версию манасчи Саякбая Каралаева (1938 г.), насчитывающую 49 глав и около 16000 стихов, а также ряд других вариантов.

Н.П. Баратов перевел "Эр-Тёштюк" на французский язык и в результате исследования его пришел к выводу, что в нем сказочный и эпический материалы проникают друг в друга и сливаются друг с другом. Он утверждает, что в "Эр-Тёштюке" по версии С. Каралаева был сформирован основной мотив героического эпоса кыргызов.

Рассказ о приключениях Тёштюка представляет собой весьма оригинальный вариант широко распространенного международного сказочного сюжета о "трех царствах" (AT 301).

Герой этой сказки спускается под землю, освобождает трех царевен от сказочного чудовища и после ряда приключений спасается с помощью чудесной гигантской птицы Симург (в кырг. варианте Алп Кара-куш, в тувинск. — Хан-Херети куш), выносящей его на поверхность земли на своих крыльях. В основе этого сюжета, как полагает В.М. Жирмунский, лежат более древние мифологические представления о посещении героем подземного потустороннего мира, царства мертвых.

Несмотря на то, что у нас, у южносибирских тувинцев, наблюдаются прямые аналогии сюжетного типа (AT 301), сказка под названием "Эр-Тёштюк" или "Бай-Назар" (как у алтайских тувинцев) нами пока не обнаружена. Этот факт наталкивает нас на мысль о том, что южносибирские тувинские мотивы и образы, составляющие основу сюжета AT 301, возможно и составили те древнейшие элементы (т.е. так называемые элементарные сюжеты), из которых потом сформировались алтайско-тувинская и другие тюркские версии.

К такому предположению мы приходим исходя из убедительных выводов Э. Таубе о том, что алтайско-тувинская версия, как относительно древний, наиболее мифологизированный, возможно, первоначальный текст среди близко стоящих версий, образовалась как самостоятельное произведение из нанизанных друг к другу волшебных сказок. Как самостоятельная сказка "Эр-Тёштюк" сформировалась в своей специфической контаминации именно в тюркской среде.

Таким образом, сходство мотивов и образов "Эр-Тёштюка" с целой группой древних волшебных и богатырских сказок тюркских и монгольских народов Центральной Азии заставляет видеть в нем один из наиболее ранних эпических сюжетов, прикрепленных к имени героя кыргызского эпоса.

Вышеприведенные параллели позволяют констатировать тот факт, что тувинцы, также как и другие тюркоязычные народы Сибири, в той или иной мере участвовали в создании и сохранении тех общих мотивов и образов, которые питали древние сказочно-мифологические слои "Манаса".

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.