Яндекс.Метрика
Омурбеков Т.Н. Эпос "Манас" и взаимосвязи кыргызов с соседними народами

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 62-64

Главный принцип внутренней и внешней политики самостоятельной, независимой Кыргызской Республики — единство и согласие между народами, мирное сосуществование и укрепление разносторонных связей с соседними государствами. Смысл этого принципа глубоко отражен в эпосе "Манас". В событиях эпического сказания идеализируются уважительное отношение к соседним народам, одобряются взаимные дружеские связи между различными народами.

Эпос "Манас" отражает историю народа за последнюю тысячу лет. За это время народ, создавший эпос, в соответствии с требованиями своей эпохи, исторической обстановки, без сомнения, жил со многими народами в согласии и дружбе. В эпосе наиболее раннее оформление государственности кыргызов связано с кыргызским каганатом на Енисее, с эпохой тюркских каганатов. Даже отдельные отголоски событий хуннской истории имеются в казне сказания. Все это вместе послужило ядром эпоса при описании взаимосвязей, быта, политических отношений между разными тюркскими миродами и племенами. Ссылаясь на известные нам исторические сведения, мы можем сказать, что в те времена кыргызский каганат на Енисее тесно соприкасался с западно-тюркским и восточно-тюркским каганатоми, с Танской империей, с тюргешским, карлукским и уйгурскими каганатами. Кыргызы, в большей своей части, стремились к хорошим мирным отношениям с ними.

Наиболее значительный период поздних событий — эпoxa Караханидов (X—XIII вв.). В это время усиливаются внутренние связи тюркских народов, что также находит отражение в эпическом памятнике, в его сюжетных мотивах. Так, в родословную Манаса великолепного включается имя Карахана. После похода Алооке кыргызы вынуждены искать убежище на Алтае, Кангае и даже Иране. О возвращении их на земли Алa-Too повествуется не случайно. В некотором смысле оно созвучно стеканию в единый центр Караханидского государства, символизируемого горой Тенир-Тоо.

В эпосе отводится много места взаимоотношениям кыргызов с кара-кытаями (киданями XII века) монголами и моголами (XIII—XV вв.), ойрот-калмаками (XV -XVIII вв.), манчжурами (цин-манчжурами XVIII—XIX вв.). Часто повторяющиеся их нашествия вызывали множество войн, но кыргызы старались жить с ними в мире. Эпизод "Поминки по Кокетей-хану" как нельзя лучше отражает такое отношение. Снисходительность кыргызов к вероисповеданию, языку также обозначилась при трактовке мотива побратимства героов — Манаса и Алмамбета.

Как привычные, само собой разумеющиеся, прошедшие через долгие годы и века, рисуются в эпосе дружба и отношения кыргызов с казахами, узбеками, таджиками. Участником многих походов Манаса является хан Кёкчё; супруга богатыря Манаса была родом из таджикских земель и носила имя Санирабига. Земли Самарканда, Андижана и Бухары воспринимаются Манасом как свои земли.

Без преувеличения можем утверждать, что эпос "Манас" является историческим источником по изучению народной дипломатии в прошлом.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.