Яндекс.Метрика

М.С. Муканов. Исторические вехи в жизни казахов на страницах героического эпоса

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 48-49

Устное творчество, воспринимаемое ныне как часть литературного наследия народа (что в своей основе верно), в стародавние времена представляло собой синкретическое мировоззрение, где зачатки философии, искусства, религии, науки и т. п. представлялись и объединялись мышлением человека, общества в едином комплексе.

Героический эпос может рассматриваться как летопись-произведение народа, на страницах которого присутствуют история, бытовая культура, обычаи и нравы, родственные и семейные отношения, верования и религия и многое другое, что входит в понятие "этнография" (этнология).

Казахский героический эпос относится к типу классических и отличается от архаической эпики с ее мифологическими сюжетами тем, что костяк его повествования строится на исторических преданиях. Конечно, и в казахском эпосе можно найти массу мифологических сюжетов. Например, рождение Бабай тукты шашты азиза, его женитьба на красавице, живущей на дне реки и рождение сына в глухой степи, которому дали имя Едыге — все это говорит о том, что истоки героического эпоса лежат в мифах. Но мифологические сюжеты не довлеют в казахском героическом эпосе, в них на первом плане — исторические предания.

Некоторые герои казахского эпоса вошли в письменную историю цивилизации: летописи, хроники, нарративы. Такая выдающаяся личность, как Едыге известна всей мировой цивилизации.

Некоторые герои казахского эпоса присутствуют на страницах сказаний других народов. Например, Ер Кокше — герой одноименного героического эпоса, является также героем кыргызского эпоса "Манас" (казактардын Көкчөсү), совершая многие деяния, вплоть до своей гибели (Көкчөсүнөн айрылып). О Ер Кокше (Кокче) упоминают и древние русские летописи.

Однако героический эпос — это не документальное изложение событий, а повествование об эпохальных событиях. Такими событиями в жизни казахов были борьба с иранцами и война с калмыками, отразившиеся в эпосе "Кобланды батыр". По родословным, записанным этнографами, Кобланды был из рода кара кыпшак. Согласно легенде, соплеменники Кобланды обитали в районе р. Арыси и гор Караспан.

Страницы эпоса "Кобланды батыр" заполнены рассказом о войне против кзылбасов и их предводителя Казан-хана. Исторические сопоставления говорят о том, что кзылбасы — это "красноголовые" Газан-хана, простив которых вели в свое время войну жители Джучидова улуса. Основу же населения этого улуса, по заключению многих историков, составляли кыпчаки, т. е. "то племя, к которому относился Кобланды, и которое вошло в состав казахской народности.

Борьба казахов с калмыками относится уже к тому времени, когда часть калмыков переселилась на Волге к кочевьям кыпчаков в Приволжье. И многие страницы эпоса содержат эпизоды о героических и трагических событиях этой борьбы, из которой народ и его батыр выходят победителями. Иначе и быть не могло, потому-то сказание называется героическим.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.