Яндекс.Метрика
Мамыров М. "Манас" — эпос, возникший из мифа

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 115-116

В последнее время на страницах периодической печати, радио, телевидения широко стали бытовать ничем не обоснованные суждения относительно легендарного народного богатыря Манаса как о личности исторической, то есть как о человеке реальном, в самом деле жившем когда-то в древности, чью биографию запечатлел эпос. Даже большинство исследователей склоняются к такой оценке богатыря Манаса, и среди них известный ученый, доктор исторических наук О. Караев.

Те, кто считает Манаса историческим деятелем, обосновывают свое мнение на примере некоторых имен героев эпоса, кличек коней, воинского снаряжения, названиях рек, озер и других местностей. Однако эти имена и названия бытуют не только на территории Кыргызстана, но и в Китае, Индии, Кавказе, Африке, Америке, Европе.

В конечном итоге все рассуждения смыкаются вокруг имени самого богатыря Манаса. Стало известно, что слово "Манас" до 13 века нашей эры бытовало широко в качестве имени человека. В ветхозаветной Библии упоминается некий падишах по имени Манасия. В древнейший период истории человечества имя, по всей видимости, было популярным, но впоследствии его популярность пошла на убыль, сохраняясь в отдельных племенах и народах как память об очень сильном, могущественном человеке, равном богу, и даже стала ассоциироваться с божеством. Так, в преданиях бенгальцев бога змей именуют Манасом. У индусов тоже есть Манас — герой мифов. Главный герой кыргызского эпоса Манас, по всей вероятности, в своих корнях восходит к мифологическому персонажу — божеству, подобному великому и всесильному богу Тенир.

Во всех классических  мифологиях верховный бог, самый сильнейший, выступал в качестве бога молний и грозы. У большинства народов, живших в Южной и Центральной Азии, по мнению Г. Капацяна (изложенному в его работе "Влияние хеттов на армян и возникновение армянского божественного пантеона") — у фригийцев богом молнии был Манес, у лидийцев — Масанес, в хеттской мифологии он получил имя Мазан, в армянской — Мажан.

Бог грозы и молнии у персов звался Ормузд, армян— Арамазд, грузин — Армази, у скифов известен как Папай, у гуннов — Гуар. В таких вариантах, как Мангас, Мангус, Мангунс — встречаем у монгол. В языке некоторых племен монголов, у барин, харчин, удзульчин, как и у кыргызов, сохранилось имя Манас при обозначении бога грозы. В эпосе и мифах калмыков и монгол есть персонаж с именем Манас, олицетворяющий зло.

В связи с этим, мы полагаем: с древнейших времен более десятка племен знали Манаса как мифологического героя, равного по значимости Тениру, что подтверждает нашу мысль о мифологических истоках эпоса "Манас".

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.