Яндекс.Метрика
Мажитов Н.А. Эпос "Урал-Батыр" — важнейший источник по истории древних башкир

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 43-45

Эпос "Манас" по праву считается шедевром мировой культуры. Наряду с героическими эпосами других народов он возник и развивался как поэтическая форма изложения истории кыргызского народа: он своеобразно отражал реальные события и потому содержит важные сведения о древнейшем прошлом народов всей Центральной Азии.

Использование героических эпосов, в том числе и "Манаса", как исторического источника требует четкой разработки методических аспектов классификации и датировки различных сюжетов, вычленения элементов заимствования из других поэтических произведений древности, средневековья и недавнего прошлого. В этом плане определенный интерес представляет башкирский героический эпос "Урал батыр", который содержит сюжеты, датируемые не позднее рубежа нашей эры, а некоторые из них могут быть отнесены даже к эпохе бронзы и неолита. Самыми древнейшими, например, являются сюжеты, связанные с персонажем Йайык батыр.

В эпосе четко указано, что именем этого героя названа самая крупная река Южного Урала — Йайык (нынешний Урал). Судя по карте Птоломея, это название существовало уже во II в. до н. э., а время его возникновения теряется в глубине веков. Есть обоснованное мнение, что имя и название Йайык тесно связано с этнонимом Йайык (древнегреческое название дай, даик; по Геродоту). Накопленные материалы в совокупности свидетельствуют: персонаж Йайык — батыр башкирского эпоса является поздним отзвуком широко распространенного среди древнейших народов степной Евразии религиозно-мифологического персонажа Йайык хана — покровителя водной стихии. Представления о нем до современности наиболее полно сохранились у алтайцев.

В эпосе "Урал батыр", кроме того, имеется удивительное сходство сюжетов, персонажей с Авестой, что следует объяснять активным участием в формировании башкирского этноса и носителей идей религии Заратуштры. Анализ показывает, что общие с Авестой сюжеты в эпосе "Урал-батыр" хронологически поздние, нежели сюжеты с персонажем Йайык батыром (читай Йайык-ханом).

Твердо установлено, что Авеста в сложившемся виде существовала уже в V—III вв. до н. э., отсюда напрашивается вывод:  башкирский эпос сложился не позднее этого времени. Следовательно, ему не менее 2000 лет. Научная общественность Башкортостана ставит вопрос о праздновании в ближайшем будущем 2000-летия данного эпического произведения.

По примеру эпоса "Урал батыр" древнейшие сюжеты эпоса "Манас", скорее всего, возникли гораздо раньше, чем 1000 лет тому назад и могли формироваться еще в сако-гуннскую эпоху. У автора сложилось убеждение о том, что при изучении древнейших этапов этногенеза кыргызского народа возникла некая тупиковая ситуация и это связано с попытками увязать и найти археологическое решение  вопроса прихода собственно кыргызских племен из районов Южной Сибири на Тянь-Шань. Судя по материалам изучения многочисленных курганных групп, состоящих из 800—900—1000 однотипных земляных насыпей (раскопки И. Кожомбердиева), ещё более 2000 лет назад в тянь-шаньских горах сложилась яркая и самобытная культура сакских племен; она развивалась здесь па протяжении многих столетий, а её элементы доживают до VI—IX вв. Мне представляется, что древнейшие этапы этногенеза кыргызского народа следует связывать с творцами данного круга памятников. В данном случае необходимо признать, что   существующая этническая интерпретация археологических культур Евразии пришла в серьезное противоречие с новыми материалами о древнейших этапах этногенеза тюркоязычных народов и она должна быть принципиально пересмотрена.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.