Яндекс.Метрика
Майногашева В.Е. К вопросу о связях эпических традиций "Манаса" и хакасских алыптых нымах'ов

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 91-93

Одной из интересных проблем тюркской фольклористики можно считать вопрос о связях эпических традиций кыргызского "Манаса" и хакасских алыптых нымах'ов, а шире — эпоса тюрков Южной Сибири — алтайцев, шорцев, тувинцев. Кто знает, в существующий научный спор о генетическом родстве хакасов с кыргызами Тянь-Шаня, может быть, фольклористы внесут свое существенное слово.

Ближайшее родство языков этих народов лингвистами открыто. Нельзя этого сказать пока в отношении эпосоведов, хотя и ими сделано многое. В этой связи нельзя не признать большой вклад в изучение данной проблемы таких крупных ученых, как Ч.Ч. Валиханов, В.В. Радлов, П.Н. Берков, В.М. Жирмунский, Р.3. Кыдырбаева и др.

Примечательно, что ученые исходят из признания генетического родства кыргызов Енисея (хакасов) и кыргызов Тянь-Шаня. По-видимому, они проявляют особую научную прозорливость, утверждая это.

В.В. Радлов увидел при этом большую разницу в типологиях эпоса "Манас" и хакасских алыптых ны-мах'ов. В первом — отчетливое национальное самосознание, исторические события, всеобщее господство эпической поэзии, циклизации сюжетов и героев вокруг главного героя и др.

В алыптых нымах'е нет прямых исторических событий, много мифологии, циклизация не получила монументальной формы, хотя в какой-то мере тоже есть. Хакасские богатыри борются или нападают в одиночку или группами, реже целым войском. Причем, пользуются чаще общепринятыми "ручными" приемами борьбы. А оружие — стрелы, копья, мечи пускаются ими в ход реже.

"Манас" создан в условиях Средней Азии — окружении казахов, узбеков, калмыков и др. Топонимика "Манаса" связана со Средней Азией, Алтаем и Синь-Цзяном. В нем реальны имена родов, племен, народов. Причем, сходны с хакасским такие роды, как аргын (хакасск. — арган), пугу— (хакасск. — пуга) и др.

"Манас" — не единственный в Средней Азии эпос с данным названием. "Алпамыш" есть у узбеков, "Алпамыс" у казахов, кара-калпаков, также у татар, башкир. Это имя, видимо, пришло к ним из присаянья, от енисейских кыргызов, восходя к "Алып-Манашу". "Алып Манаш" был впервые услышан алтайским сказителем Н. Улагашевым от "кузнецкого" кайчи Ясмата. Его исследовали еще В.М. Жирмунский, П.Н. Берков. Но они не обратили внимания, что звук "ш" вместо "с" в слове "Манаш" выдает его как шорское сказание, а шорцы — те же хакасы, оставшиеся под своим племенным названием "шор".

В эпосе двух народов очень сходны ряд мотивов. Например, превращение женщины в лебедя (Ай Чурек — у кыргызов, Хызыл Тулгу — у хакасов), появление неизвестного седого старца при наречении имени и многое другое. В "Манасе" и алыптых нымах'е полностью совпадают эпические имена: Кёкётёй (Кёкётёй), Кара-хан (Хара-хан), Айран-хан у кыргызов, Ай-хан у хакасов. В эпосе кыргызов есть персонаж Кёгёй, это же имя встречается у хакасов. Слово "шаар" (город) есть и в "Манасе" и алыптых нымах'ах. Эпический скакун Оран-чула есть у хакасов, у кыргызов, якутов и калмыков — аранзал.

Создатели "Манаса" знали свое енисейское эпическое наследие, но в новых условиях Средней Азии решительно пересмотрели его. Многое отбросили из сказочно-мифологического, но ряд "родимых пятен" его в "Манасе", по-моему, отчетливы.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.