Яндекс.Метрика
Кумскова Н.В. Роль эпической традиции в развитии кыргызского искусства

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 197-199

Духовная жизнь, бесспорно, является пульсом, нервом времени. В переломные моменты развития общества она приобретает концентрированную, эстетически целостную форму высказывания. "Яркой эпической выраженностью" характеризуется духовная культура кыргызского народа: социально-исторические условия, общенародная цель единения способствовали формированию эпической поэзии, зрелой эпической формы.

Гениальные  эпические памятники кыргызской земли — эпос-океан "Манас", пятнадцать малых эпосов — сохранились до наших дней в устном варианте. Изуст-ность, уходящая корнями к истокам человеческой культуры, явилась основным видом бытования кыргызского художественного творчества. Причина данного явления предопределена, на наш взгляд, длительным господством патриархально-родовых отношений, кочевым образом жизни, отсутствием письменности. Социальные условия вызвали статичность определенной образной системы, традиционных форм мышления, оставив в "тени" другие проявления духовной культуры.

На основании сказанного можно утверждать о существовании эпической традиции в поэтическом творчестве кыргызского народа, передававшейся из поколения в поколение в устной форме. Устойчивость традиции донесла до нас "золотую россыпь" веков поэзии, проникнутой красотой, гуманизмом, жизненной правдивостью.

Чем же вызвана живучесть и актуальность эпической традиции в духовной жизни кыргызского народа?

Феодально-патриархальный уклад, кочевой образ жизни предопределили своеобразие национальной культуры: кыргызы не имели возможности выразить свое понимание окружающей действительности в предметно-знаковой форме. Но обычно отсутствие какого-либо компонента стимулирует формирование другого. Особую роль в раскрытии духовного мира народа сыграло Поэтическое Слово. Однако надо заметить, что его социальная элитная роль была сложна: оно адресовано и к жизненной реальности, и к сфере нравственного. Практическое применение поэтического слова налицо в образах, действиях, пронизывающих быт кочевого общества. В то же время кыргызский народ — обладатель несравненных эпических творений, дошедших до нас благодаря поэтическому дару акынов, манасчи. Их заслуга — в сохранении народных сказаний, формировании эпических традиций, эпического стиля, обусловивших своеобразие кыргызской национальной культуры.

Художественное видение мира основано на специфическом образном мышлении, своеобразии восприятия действительности. Формирование этих черт у кыргызского народа проходило под сильным влиянием фольклора. Эпическое творчество явилось для него сокровищницей образного содержания, философских и нравственных идей, национальных качеств становления формы. В "Манасе" и других эпических произведениях встречается множество сцен, обладающих исключительной изобразительностью, вызывающих ощущение пластики, колорита, пространственной композиции. Особенно выделяется картина состязания во время поминок по Кокетею. Ритуальная сцена стрельбы из лука в слиток серебра — джамбу, подвешенную на шесте, в повествовании сказителя-манасчи оставляет изумительное изобразительное впечатление.

Но наблюдается и обратное влияние эпоса "Манас" на изобразительное искусство. Образ Манаса свят для любого кыргыза, его поступки и деяния являются мерилом нравственных и духовных основ поведения общества. Неудивительно поэтому, что предания старины хранят много легенд о народном герое. Поэтический вымысел соотносит с образом Манаса различные памятники древней культуры, подлинный генезис которых забыт в веках. Согласно эпосу, Таласская долина — родина Манаса. Здесь находится старинный мавзолей, который кыргызы связывают с его именем ("Манастын кумбезу"). Гумбезам-мавзолеям уделено в эпосе значительное внимание. Ответом на это явились многофигурные композиции на стенах гумбезов с сюжетами из эпоса.

Связь с эпосом определила своеобразие кыргызской народной инструментальной музыки. Она и эпос составляют единое целое, что сказалось на ее образном строе.

Кыргызский эпос открыт современной тематики, в этом его универсальность.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.