Яндекс.Метрика
Кыдырбаева Р.3. Эпос "Манас" — вершина устно-поэтического искусства кыргызов

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 72-73

1. Роль и значение эпоса в духовной жизни кыргызов
В суровых условиях кочевого быта, в бесконечных столкновениях с соседними племенами, попадая в различные потоки миграции народов, кыргызы тем не менее сумели сохранить, запечатлеть свою духовную культуру не в каменных памятниках зодчества, не на папирусных свитках, а в основном в своей памяти, и память эта через тысячелетия донесла до наших дней почти миллион стихотворных строк эпоса "Манас". В устном слове зафиксированы почти все переломные, выдающиеся моменты истории народа, будь то торжественная или трагическая веха в его судьбе. Становление и развитие кыргызского героического эпоса "Манас" происходило в ходе сложной и многотрудной тысячелетней истории народа. Кыргызский эпос формировался в двух основных и важных этнокультурных регионах — южносибирском и среднеазиатском, что во многом определило историческую   обусловленность тюрко-монгольской эпической общности. На всех исторических уровнях раз-витий эпоса "Манас" наблюдаются генетические и типологические связи его с общетюркским наследием.

2. Истоки. Архаическая поэтика эпоса
Содержание поэтики "Манаса" сложно, многогранно и разновременно. Обращение к поэтике шаманских заклинаний, к ритуалу шаманского культа может пролить свет на объяснение формирования некоторых традиционных поэтических формул, встречающихся в составе кыргызского эпоса. Следы и рудименты шаманского камлания чаще всего можно обнаружить в таких жанрах, как алкыш (благопожелания), каргыш (проклятья), арман, керээз (сожаления, завещание) и, отчасти, в кошоках (причитания), которые  встречаются в поэтическом строе эпоса "Манас".  Возможно, эти жанры, тесно связанные с шаманским ритуалом камлаиия, могли послужить тем первичным материалом, который содействовал формированию эпического жанра. В эпосе можно отметить своеобразное встревание элементов шаманизма в сюжетику, ритмику эпизодов магических церемоний. Языческий пласт в эпосе "Манас" преобладает над более поздним — исламским, что позволяет предполагать, что отдельные мотивы эnoca "Манас" сформировались на ранних ступенях родового строя.

3. Стилистика "Манаса" и тюркские письменные памятники
Анализ текста кыргызского эпоса "Манас" показызывает, что древнетюркские рунические надписи испытали в какой-то мере влияние стиля и поэтики народного эпоса. Это влияние особенно явственно проявляется и стиле оплакивания усопшего, напоминая кошоки (причитания), арманы (песни-жалобы, сожаления), формы, характерные для эпического повествования. Это говорит о том, что эпос предшествовал руническому письму тюрок и еще во многом определял его стилистику и поэтику. "Общее прошлое, единый общеупотребительный язык" оставили общий след как в памятниках письменных ("Книга гаданий", "Диван", "Кашгари"), так и в устно-поэтической культуре тюркоязычных народов.

4. Сказители-манасчи — времен связующая нить
Становление и развитие традиционного кыргызского эпоса, его бытование находятся в прямой зависимости сказительского мастерства эпического певца. Эпический певец — хранитель и исполнитель народного сказания, одновременно он и творец традиций, творец стиля. Древнее сказание, живое, пульсирующее в полную силу, со всеми специфическими особенностями устного сказа, переступило порог XX века и еще в начале его крепко сохраняло свои позиции в духовной жизни народа. История импровизаторского искусства кыргызов знает немало имен известных сказителей, которые жили на рубеже двух эпох — XIX и XX вв. Так, прошлое столетие донесло до нас имена сказителей-манасчи Кельдибека, Акылбека, Назара, Тыныбека, Балыка, Канканбая, Суранчи, Чонбаша, Тельтая, Калмырзы, Донузбая, Жандаке, Чоодона. Прямыми продолжателями этой великой плеяды сказителей в советскую эпоху были Чоюке, Шапак, Тоголок Молдо, Багыш, Молдобасан, Мамбет, Сагымбай, Саякбай и ныне здравствующий Шаабай.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.