Яндекс.Метрика
Жакыпбеков Ж. Место и роль Балыкооз Кумар уулу в кыргызской историографии

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 143-144

Особое место среди известных сказителей эпоса "Манас", "Семетей", "Сейтек" занимает манасчи Балыкооз Кумар уулу, хотя в учебной литературе, а также в четырежды переизданной с 1956 года "Истории Кыргызской ССР" не было сведений о нем. Безусловно, такое положение дела объясняется многими субъективными и объективными причинами.

Проливают свет на жизнь и творчество манасчи Балыкооз работы Рахматуллина К.А., Кыдырбаевой Р.3., посвященные систематизации сказительских биографий и мастерству их творчества. Их сведения о сказителях, и в том числе о Балыке, основаны на записях Ы. Абдырахманова и К. Мифтакова, хранящихся в рукописном фонде Национальной Академии Наук.

К данным трудам можно добавить и статьи, написанные автором предлагаемых тезисов в последние годы.

Необходимо прежде всего обратить внимание на две особенности при исследовании роли Балыкооза в кыргызской литературе: одна из них в том, что его сказание о Манасе содержит ряд индивидуальных деталей: он повествует о событиях эпоса не как о деяниях прошедших времен, а как соучастник этих дел богатыря Манаса, вместе с ним живший и видевший все это, сам он рисует себя как одного из сорока чоро Манаса. Такая оригинальная подача сказа, несомненно, кроется в его колоссальных импровизаторских способностях, доказательством которых могут быть такие факты из его биографии, как участие и победа в акынских состязаниях с ферганским певцом Алымкулом, кочкорским певцом Айтике. Кроме того, в рукописных фондах хранится материал о народных песнях его, которые он исполнял во время жизни у манапа Байтика и его детей в долинах Ыссык-Куля. Они записаны от разных информаторов К. Мифтаковым.

Хорошо понимавший значение сказителей эпоса в социальной жизни кочевого народа, известный манап Байтик не случайно именно его приглашает к себе на жительство, оказывает внимание и почести, относясь как равному себе: Балыкооз был одним из ярких манасчи своей эпохи.

Во всех источниках, содержащих сведения о Балыкооз Кумар уулу нет точной даты рождения и смерти. В материалах К. Мифтакова указываются как приблизительные годы его жизни — 1796-1862. Недавно вышедшие в свет новые данные о биографии манапа Байтика, предложенные пр. Ж.С. Бактыгуловым и этнографом С. Карымшаковым, сообщают, что манап Байтик скончался на 66-м году жизни в 1886 г. Опираясь на них, мы полагаем, что Балыкооз жил в 1811-1891 годах.

Определить историческое место и роль Балыкооза в жизни нашего народа в прошлом веке — задача исследователей.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.