Яндекс.Метрика
Гёзалов Ф. Проблемы идеологической прасхемы "Манаса"

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 58-59

Прасхемы и мотивы, которые встречаются во многих образцах тюркского эпического искусства, особенно в национальных эпосах, таких, как Огузский эпос и "Манас", объясняются обусловленностью их этногенетических и идеологических общностей.

Прасхема "Манаса" в свете идеологии господства над народами идет от Огузского эпоса. Если Огузский эпос отражает этногенетическую и этнополитическую идею консолидации крупных тюркских племен, таких как уйгуры, кыпчаки, калачи, карлуки — вокруг огузов, то "Манас" показывает, как разные тюркские племена, в том числе ногайцы, аргины, дербены, казахи, кыпчаки, уйшинцы, узбеки и другие, возглавляемые Манасом, ведут борьбу за создание великого государства. Большинство якутских и алтайских эпосов очень слабо отражает идею господства над остальными народами.

Влияние Огузского эпоса, как первого известного нам идеологического эпоса, на построение "Манаса" было очень велико. Образ Огуз кагана в течение многих веков символизировал великодержавное государство. Он как покоритель мира всегда был и остается мифоэпическим предком всех крупных племен, создавшим в истории мировое государство. Чтобы получить моральный доступ к управлению великим государством, которое в Огузском эпосе и "Манасе" называется "Эль", тюркские каганы представляли себя потомками Огуза. В разных вариантах эпоса предки Манаса представляются по разному. Однако по всех вариантах Манас неизменно является потомком Огуз кагана.

Эпос всегда живет памятью прошлого. Это прослеживается и в прасхеме этнического конфликта. Борьба, которую ведут огузы, носит этнический характер. Поэтому бинарная оппозиция огуз-урус, огуз-урум, огуз-масар, огуз-табгач и т. д. являются вариантами конфликта мы — они. В эпосе "Манас" национально-освободительная борьба ведется против калмыков и китайцев. В архаических тюркских эпических произведениях нет этнического конфликта.

Второй прасхемой, согласно которой формировался "Манас", является идея божественного господства. В тюркском мышлении право управления миром дано каганом — Кёк Тенгри. Отсюда идея покорения всего мира. Управлять миром — это дар божий (по-тюркски ), который в тюркском эпосе дается только сынам Неба. Анализ показывает, что Огуз и Манас — сыновья Неба. Элементы, связанные с небом, всегда в тюркской мифологии, вообще, в фольклоре сопровождаются синим цветом. Символика синего цвета преобладает в атрибутике Огуза и Манаса. На протяжении всего эпоса Манаса, его сына Семетея и даже дружинников Манаса сопровождают постоянные эпитеты "кёк жал эр", "кёк бёри". Огуз как сын Неба напоминает синего волка (лицо его синее, поясница как у волка, рот огненно-красный).

Синий цвет является неизменным эпитетом верховного божества Кёк Тенгри. В остальных случаях этот и сакральный цвет указывает на происхождение, т. е. он является знаком сына Неба.

Прасхема управленческого аппарата в национальных эпосах показывает основные принципы военной демократии. В период военной демократии все вопросы государственной важности решались на общеродовых и общеплеменных собраниях, которые в исторических документах получили название совета старейшин. В Огузском эпосе, как и в "Книге Деда Коркута", и "Манасе" всеобщие собрания обозначаются этнографическим термином "той". В национальных эпосах той адекватен тюрско-монгольскому политическому термину "курултай". В совете старейшин участвовал предводитель каждого племени. В "Книге Деда Коркута" шесть членов совета старейшин — ими являются вожаки основных огуз-племен. В эпосе сорок чоро Манаса как представители отдельных племен имеют равные права на общегосударственном собрании. Иногда они свободно принимают решения, даже спорят с Манасом. Огузские беки тоже в своих поступках свободны, они вправе не соглашаться с Байындыр ханом и Казаном, и могут даже выступить против последнего. Этот факт доказывает, что огузском государстве, и в государстве, созданном Манасом, преобладает военная демократия. Как видно из эпосов, все представители совета старейшин выполняют функции командующего родоплеменных войск. В этом смысле национальные эпосы дают не менее важную информацию, чем сведения, почерпнутые из историко-этнографических документов.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.