Яндекс.Метрика
Галиулин Г.Г. Некоторые общественно-политические идеи в эпосе "Манас"

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 173-174

В устном народном творчестве кыргызов достаточно полно выражены общественно-политические воззрения кыргызов. Общеизвестно, что щедевром устного народного творчества кыргызов, имеющим мировое значение, является героическая трилогия "Манас", "Семетей", "Сейтек". По мнению большинства исследователей, окончательное сложение эпоса "Манас" произошло в период тяжелых испытаний кыргызского народа в борьбе за свою независимость против непрерывных, опустошительных войн со стороны кара-кытаев, калмакских феодалов и др. Кроме того, в трилогии нашли отражение и междоусобные войны, интриги и заговоры вождей, подвластных и союзных Манасу племен.

Хотя Манас — мифический, собирательный образ, обладающий чертами идеального вождя, способного встать во главе кыргызских племен, объединить и сплотить их в борьбе за свою независимость, но те или иные события, описанные в эпосе "Манас", являются отображением реальных исторических событий. В этом отношении эпос "Манас" является своеобразным, причем весьма достоверным, источником для изучения многих сторон жизни кыргызского народа, в том числе и политических отношений.

С точки зрения общественно-политических воззрений кыргызского народа в эпосе "Манас" прослеживаются некоторые характерные черты военной демократии, а именно: равноправие членов дружины — кырк чоро, где каждый наделен определенными качествами, как правило, позитивными, каждый лично свободен в выборе цели, друзей; выборность военноначальников, предводителей и ханов. Вместе с тем военная дружина имела ряд привилегий, особенно в части распределения военных трофеев и добычи. В политологии военная демократия понимается как сосредоточение власти в руках вождей и превращение ее в наследственный институт. Сама структура трилогии тому подтверждение. Манас, избранный алтайскими кыргызами своим предводителем на демократической основе как олицетворение верховной власти, свою власть, по воле сказителей "Манаса", постепенно передает своему сыну Семетею, а последний своему сыну Сейтеку. Но в то же время следует отметить, что Манас не стремился узурпировать власть. Об этом говорит факт передачи во время "Великого похода" кыргызов на Бейджин жезла главнокомандующего мудрецу Бакаю, затем батыру Алманбету. В эпосе "Манас" идея вождизма прослеживается очень четко. Как вождь Манас наделяется необыкновенными способностями: знать все и предвидеть все, т.е. власть вождя основана на харизме. Отсюда нормативы политического поведения обусловлены иерархией власти, где наивысшая власть у вождя. Отношения властных структур основаны на личной преданности вождю, нижестоящих — вышестоящему и всех вместе клану и его главе.

Одна из главных политических идей в эпосе "Манас"— это объединение разрозненных кыргызских племен, преодоление родоплеменных междоусобиц. Из нее логически вытекает следующая — создание своей государственности, централизованной власти и управление кыргызским народом из единого центра.

Это в свою очередь требует защиты своих границ, своей независимости и борьбы кыргызского народа против захватчиков — ближних и дальних. Отсюда идеи патриотизма, долга перед родной землей.

Одновременно в эпосе "Манас" красной нитью проходит идея о стремлении кыргызов жить в добрососедстве и в дружбе со всеми своими соседями и народами.

Эти идеи оказывали большое влияние на формирование национального характера и самосознания, национальной психологии и патриотизма, политической культуры и поведения, способствовали движению кыргызов за создание своей государственности и единого централизованного, полностью независимого государства. Все эти идеи ныне во многом воплощены в реалиях современного Кыргызстана.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.