Яндекс.Метрика
Чыныбаев Б.С. Вопросы генезиса и эпохи сложения эпоса "Манас"

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 64-66

Эпос "Манас" — это своего рода поэтическая историография кыргызского народа на определённом этапе развития культуры и цивилизации. Исторические события и отдельные личности, в них участвовавшие и наиболее покорившие людей, переносятся в область эпоса, воспеваются в народных эпических сказаниях. Поэтому, создавая свой эпос, народ неизбежно основывается на "реальном, конкретном эмпирическом опыте".

В эпосе "Манас", на наш взгляд, наиболее глубоко показаны две группы фактов, т.е. основные периоды политического подъёма кыргызского народа в борьбе за независимость в VI—IX и X—XI вв. Можно предположить, что эпос в это время особенно интенсивно развивался, рос, обогащался, становясь действенным оружием воспитания кыргызского народа в духе героики и воинственности. Такое предположение не исключает и того, что эпическая традиция проявлялась в творчестве народных сказителей и в промежутках между этими периодами, и в последующие периоды истории народа.

Эпос — не беспристрастная летопись событий, а эмоциональное отражение действительности. Это тем более вероятно в отношении эпохи, когда эпос начинает складываться и в качестве героя отдельных легенд и преданий требовалось достойное и значительное в истории народа лицо, которое могло бы стать во главе всех событий, описываемых в них, даже если эти события происходили много позднее его действительной жизни.

Не менее мощным и эмоциональным пластом в эпосе "Манас"  является  описание  калмыцкого засилья. Период "калмыцкой войны", — отмечал В.М. Жирмунский — в особенности XVI—XVII вв., явился для окончательного оформления исторического сюжета "Манас" определяющим". События далёких времён, преломленные через призму народной памяти, дошли до наших дней. Многие сюжетные линии, мотивы докалмыцкого эпоса были перекрыты, ретушированы, порой заново осмыслены.

В эпосах других тюркоязычных народов борьба с джунгарскими ханами занимает столь же значительное место, как и в кыргызском. Это тот исторический фон, который получает наиболее широкое отражение в многонациональном среднеазиатском эпосе. Исследователи тюркоязычного эпоса отмечают, что тема калмыцкого нашествия зачастую перековывает наиболее древние исторические  пласты, и калмыки именуются самыми злейшими врагами этих народов. Происходит своего рода модернизация архаических пластов, подчинение их новым запросам времени.

Таким образом, основываясь на истории кыргызского народа и сопоставляя её с материалами эпоса "Манас", относительно генезиса эпоса мы поддерживаем исследователей, связывающих возникновение "Манаса" с древней и средневековой историей. Период наивысшего политического подъёма кыргызов в Южной Сибири (раннефеодальное государство енисейских кыргызов IX—X вв.) сыграло такую же роль в складывании эпоса "Манас", как Киевское государство в период Владимира  Святославовича в IX—X вв. в сложении русских героических (богатырских) былин.

Как известно, феодальное государство на начальном этапе своего развития ещё сохраняет элементы предыдущей стадии общественной жизни, военной демократии, т.е. героической эпохи человеческой цивилизации.

Становление и развитие кыргызского героического эпоса "Манас" происходило в ходе сложной и многотрудной, многовековой истории народа. Эпос формировался в двух основных и важных этнокультурных регионах — южносибирском и среднеазиатском. Это во многом определило историческую обусловленность тюрко-монгольской эпической общности в разработке тем, сюжетов, поэтики.

Эпическое ядро эпоса "Манас", по нашему мнению", составили исторические события эпохи раннефеодального государства енисейских кыргызов на рубеже VI— X вв.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.