Яндекс.Метрика
Бекмухамедова Н.X. Образ Каныкей в типологической системе женских образов эпоса "Манас"

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 87-88

Савнительно-типологический подход к изучению женских образов кыргызского героического эпоса "Манас" позволил обнаружить в его художественной структуре стадиально обусловленную систему из пяти основных типажей: архаических образов богинь — Ак Марал, Ак Бугу, Умай-эне, образов волшебных дев — Айчурек, Арууке, Кёкмончок, образов женщин-богатырш — Оронгу и Канышай, образов богатырских дев — Караберк, Сайкал, Куялы, Кардыгач, Каныкей, образов "земных" женщин — невест, жен и матерей — Каныкей, Чыйырды, Акылай. Генетические корни собственно-эпических типажей "волшебниц", "богатырок", "земных" женщин восходят к мифологическому в своей трактовке типажу архаических богинь-матерей, представленных в эпосе "Манас" образами Ак Бугу, Ак Марал, Умай-эне, а в эпосах тюрко-монгольских народов Южной Сибири и Саяно-Алтая образами Аан Алахчын (якутское олонхо), Хозяйки Горы Алтая (алтайский эпос), Хуу Иней (хакасский эпос), Манзан Гурмэй (бурятский эпос).

В этой связи для нас важен известный тезис В.Я. Проппа: "Эпос возникает на почве мифологии. Но это не значит, что эпос является продолжением и развитием мифологии. Пользуясь художественным арсеналом, созданным мифологией, эпос по своей идейной направленности обращен против мифологии, из которой он вырастает". Если архаические образы богинь кыргызского эпоса — женские типы, в которых налицо механическое сохранение мифологических традиций, то образы волшебных дев, богатырских дев и особенно образы "земных" женщин — типы, в которых уже сказалось и творческое усвоение, и переосмысление, и отрицание мотивов мифологических богинь языческой эпохи.

Образ главной героини трилогии Каныкей — невесты богатыря Манаса, прежде чем оформиться в тип "земной" суженой богатыря, в своем стадиальном развитии сменил несколько эпических типов — решений: в наиболее ранних пластах архаического эпоса — волшебной девы, затем — богатырской девы. Истоки же образа Каныкей — матери богатыря Семетея, в которой тесно переплелись реально-эпические мотивы с ярко выраженными мифологическими, наглядно свидетельствуют о том, что ими были архаические образы богинь-матерей, прародительниц и покровительниц рода. В образе Каныкей, при её трактовке, присутствует ряд мифологических мотивов архаических богинь — "кормление грудным молоком богатыря" с целью его воскрешения, освящение обета побратимства, мотив говорящего младенца на плече, объясняющий вещие свойства героини. В реалистический план сюжетов, связанных с образом Каныкей вошли в трансформированном виде мотивы древних богинь архаических эпосов как "объяснение предназначения жизни богатырю", "дарение боевой одежды, оружия и коня" богатырю. Древнейшие, глубоко концептуальные традиции, когда богини-матери Земли выражали неразрывную связь богатыря с родной землей, заложены и в трактовке "земной" женщины Каныкей, воспевающей богатый и привольный таласский край, чтобы внушить сыну, выросшему вдалеке от своей Родины, безграничную к ней любовь и преданность.

Типы женских образов эпоса "Манас" ярко и наглядно свидетельствуют, насколько прочно и сильно эпос испытывает художественные традиции мифа.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.