Яндекс.Метрика
Бакиева Г.А. "Манас" и самосознание кыргызской культуры

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 170-173

Значение эпоса "Манас" для современных кыргызов выходит за рамки эпического творчества. Он выполняет не только эстетическую, художественную, но и идеологическую и мировоззренческую функции.

Энциклопедичность эпоса "Манас", массив знаний, информации, которые "закодированы" в этом произведении, в какой-то степени выступают программой комплексного изучения актуальных проблем духовного наследия народа. Это — идея национальной консолидации, в чем нуждается современное кыргызское общество, осмысление парадигмы культурного и духовного развития нашего молодого государства, его места в системе многообразных моделей культур, общественных устройств, идеологических ориентиров. Конечно, это вовсе не означает, что эпос "Манас" в чистом виде содержит рецепты национального развития. Однако великий "Манас" как произведение, зафиксировавшее особенности социального и духовного бытия людей в прошлом, безусловно, является памятником интеллекта, самосознания и духа древнего кыргызского народа.

Осмысление собственно природы самой кыргызской культурой переживает процесс становления. Многие аспекты кыргызской культуры пока еще только контурно отмечены для дальнейшего изучения. Особенно отстает философское осмысление основ кыргызской культуры. Своеобразия ее внутреннего развития еще не получили адекватной теоретической разработки в исследованиях наших ученых, поэтому проблема отражения уровня самосознания кыргызской культуры в эпическом творчестве является актуальной культурологической, философской проблемой.

"Манас" воплотил культурные "абсолюты" национального духа, поэтому исследования самосознания кыргызской культуры, ее художественных компонентов связаны с эпосом "Манас". Каковы же культурные константы самосознания народа?

Внимательный текстово-смысловой анализ эпоса привел нас к фиксации языкового способа выражения мировоззренческих констант кыргызов. Основным средством социального, культурного "кодирования" в эпосе "Манас" выступает его язык, который метафоричен. В языке "Манаса" слово выражено в согласии, созвучии с природой, с ее многоголосыми проявлениями, с особенностями восприятия и понимания мира, исторических событий. Слово в эпосе объемно по смыслу, богато по содержанию. Например, эпитеты, примененные для характеристики Манаса могут подтвердить нашу мысль. "Тулку бою — таш", "Шер, кабылан, аска", "Үн-шамал, ураган". Эти метафоры могут выступать языковыми средствами и современного литературного выражения состояния природы и человека. Язык "Манаса" — основа языка современного кыргыза. Следовательно, языковое самосознание кыргызской культуры тесно связано с эпосом. Кроме того, "Манас" вообще является мнемоническим фоном кыргызской культуры, на базе которого происходит трансляция самых разных парадигм мировоззрения и поведения людей.

"Манас", как истинно восточное произведение, в своем контексте сочетал знания синтетические: дидактические, естественно-научные, философские. Они формировали личностное самосознание кыргыза, не говоря уже о самосознании, скажем, самого манасчи, слово которого среди народа имело колоссальную силу и авторитет. Тезаурус (слова, понятия, парадигмы) манасчи становился тезаурусом пассионарных личностей многих поколений кыргызов.

Эпос "Манас" оказал большое влияние в целом на формирование самосознания кыргызской культуры, фиксируя истинные проблемы человеческого существования, такие как жизнь и смерть, смысл отцовства, народ, Ата-Мекен на осмысление ключевых вопросов истории и современной жизни. Трагизм и величие судьбы кыргызского народа, выраженные в эпосе, усиливают значение этих проблем, истин жизни в кыргызской культуре. "Манас", как великое героическое и трагическое произведение (Ч. Айтматов), воплощает бесконечный оптимизм народа перед необратимостью жизни и времени. Эти проблемы облекаются в высшие художественные формы, поднимаются до определенных философских обобщений. И эпос "Манас" был основным источником формирования самосознания кыргызской культуры. Эпос "Манас" продолжает жить, синхронизируя жизнь различных исторических, культурных времен и пространств. "Манас", черпая сливки мысли, таланта, истории разных поколений синтезировал архетип кыргызской культуры. Более того, "Манас" — архетип культурной подлинности. Именно поэтому он является мерилом, критерием высот и глубин самосознания кыргызской культуры.

В силу различных исторических обстоятельств модели, парадигмы, факторы эпического творчества развивались в кыргызской культуре виртуально. Особенно, когда "Манас" объявлялся произведением, идеализирующим прошлое. Парадигмы эпоса получили небывалую актуализацию сейчас, когда заново, в который раз, кыргызский народ пытается построить самостоятельное государство. Это свидетельствует о том, что эпос "Манас" — не только основа культурного самосознания, но и произведение, цементирующее национальные начала образного самосознания народа.

Внутренние   константы   самосознания   кыргызской культуры, которые потребуют глубокого научного, философского обоснования, идут от "Манаса" древнего и ведут к "Манасу" современному. Кроме того, живое участие "Манаса" в политической, культурной жизни современных кыргызов, издание его различных вариантов и т. д. должны послужить развитию, совершенствованию культурного самосознания кыргызов.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.