Яндекс.Метрика
Аскаров Т. Двухмерная структура образной мысли завещания Кокетей-хана

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 123-124

Завещание Кокетей-хана — один из важных сюжетных элементов, двигающих эпические события "Манаса". Кереез по своей функции является традиционным жанром устно-поэтического творчества народа, как правило, отражающим судьбу, желания и мечты определенного человека. Тем не менее, влияние его на ход событий эпоса, судьбу многих героев эпоса огромно. Кереез-завещание Кокетей-хана повествует о судьбе одного человека, но человека не простого, а наделенного властью над большим и сильным родом, которого уважал и ценил сам богатырь Манас.

Предчувствуя близкую кончину, Кокетей оставляет свое завещание близкому родичу Баймырзе, который должен передать его приемному сыну Бокмуруну. Лейтмотивом этого завещания является мысль о сохранении накопленных им богатств, казны и дальнейшем приумножении их. Однако события в эпосе стали разворачиваться по-иному. Стоящие во главе кыргызских родов и племен Бакай и Манас, не придавая значения словам завещания Кокетея, решают справить поминки, как будто данный обряд еще не был исполнен. Таким образом, вновь проводятся пышные поминки в честь умершего Кокетея: организовываются грандиозные по масштабу народные состязания по стрельбе из лука в джамбы, единоборству силачей, сражению на пиках, состязанию плешивых и т. п. Но поминки этим не ограничиваются. Постепенно разгораются взаимные притязания и вражда богатырей и воинов, собравшихся из разных концов земли. В итоге конфликты приводят к событиям, заканчивающимся трагически для героев — ранению и гибели Манаса.

И здесь на память приходят мысли известного философа Ингардена о двумерности, или двуплановости, структуры художественного произведения (Р. Ингарден. Исследования по эстетике. М. Иностр. лит-ры, 1962, с. 22). Содержательная сторона эпизода поминок Кокетея, включая его завещание, также распадается на два плана. Второй его план несколько завуалирован, иносказателен, но на интуитивном уровне вполне очевиден. Сами сказители эпоса затрудняются ответить на вопрос о существовании второй содержательной стороны завещания, однако логика и сила образного мышления, эпическое сознание говорят в пользу нашего понимания двумерности содержания завещания Кокетей-хана. Когда внимательно читаешь данный эпизод, то осознаешь: организация неординарных по размаху поминок может привести к последствиям, которых не ожидают сами герои, решившиеся на такой шаг. В своем завещании Кокетей-хан имел в виду только себя и свой род, который он возглавлял. На самом деле, обращаясь к тем или иным соплеменникам и сородичам, он заставил обратить внимание к своей персоне многих людей, по-своему решивших почтить его дела и оценить роль его.

Говоря о двумерности мысли, заложенной в завещании Кокетея, мы имеем в виду не выраженные открыто, а передаваемые косвенно, намеками предостережения Кокетея от пустой траты его добра, ненужности пышных поминок. Народная пословица гласит: "хотя я и говорю стене своей юрты, невестка должна внимать мои слова, так как они обращены к ней". Точно также, обращаясь к юному Бокмуруну, Кокетей призывал весь свой род к благоразумному использованию его добра. В художественной системе эпической конструкции незримо, "в тени" присутствует мысль о том, что события и конфликты, начавшиеся на поминках, не могут привести к добру не только родных и близких усопшего, но и весь народ кыргызов; что в этих конфликтах могут потерять они собранные богатства и лишиться лучших своих богатырей, воинов и защитников. Таков, на наш взгляд, подразумеваемый второй план содержания завещания Кокетея.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.