Яндекс.Метрика
Асанканов А.А. Эпос "Манас" и развитие этнического самосознания кыргызов

Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 66-68

Известно, что кыргызы как народность, т.е. этническая общность со своей территорией, централизованной экономической и культурной связью и, самое главное, единым языком, сложились во второй половине XV — начале XVI вв. Окончательное оформление кыргызской народности проявилось в наличии этнического самосознания, которое в общих чертах выражается в раздумьях и мыслях членов общества о характере всей общности и о собственном этносе. Не последнюю роль в передаче этих мыслей играло устное народное творчество народа, особенно его эпические сказания.

Наиболее крупный по объему и энциклопедический по содержанию эпос "Манас" — памятник духовной культуры нашего народа, более всего сконцентрировав в себе общественно-философские идеи понимания цельности и единства кыргызов как этнической общности, сыграл важную роль в дальнейшей консолидации кыргызских племен, осознававших свое общее происхождение. В условиях кочевой хозяйственной экономики, при слабом развитии собственной письменности и других форм профессиональной культуры, устная традиция бытования эпосов, широкая популярность, почитаемость их среди населения, подсознательная вера в магию слова, предопределили тот факт, что они, по существу, оказались одним из важнейших источников, утолявших его жажду в самовыражении нового, качественно иного уровня общественного сознания.

Через центральный образ богатыря Манаса, сумевшего сплотить разрозненные племена кыргызов, вернуть им "родовые, исконные" территории и этим выполнившего свою глубокую эпико-историческую миссию, отчетливо декларируется идея этнического самосознания народа — творца эпоса. Перед своей смертью Манас говорит о главном предназначении своей жизни:

Кырк эки жылы хан болдум,
Кулаалы жыйып куш кылдым,
Кулдарды жыйып журт кылдым,
Ушу турган калкка,
Тентиген журтту баш кылдым

Сорок два года я был ханом,
Собрав коршунов, я превратил их в соколов,
Собрав рабов (зависимых), я превратил их в народ,
Из разноплеменных бродяг, я создал единую могучую голову (народ).

В отличие от оседлых земледельческих народов кочевые кыргызские племена имели слабую долю проникновения исламской религии в народные массы, которая служит процессу консолидации. Осознание необходимости своего единения и сплочения  пришло в результате возникшей сложной политической ситуации — борьбы против калмыкской экспансии. Именно поэтому наиболее мощный пласт эпических сказаний кыргызов — исторический, отражающий идею неустанной борьбы за свободу и независимость от чужеземных поработителей, острое понимание того, что свобода может быть достигнута в результате единства разрозненных племенных союзов, осознания этнической общности. И в этом — героический пафос и основная идея эпоса "Манас". Сказители эпоса через сюжеты и мотивы, характеры героев обращаются к душам своих слушателей, пробуждая в них патриотические чувства, заставляя осмыслить свое место в сложнейших социально-исторических процессах, выпавших на долю всего народа. Без сомнения, живая эпическая традиция способствовала укреплению этнического самосознания кыргызов.

Сегодня, когда эпос "Манас" переживает книжно-письменную форму своего бытования, когда его глубокое философское осмысление только начинается, когда взоры мировой научной общественности обращены к нему в связи с празднованием его 1000-летия, мы считаем, что роль данного памятника в развитии национального самосознания кыргызов еще более увеличивается.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.