Яндекс.Метрика

С. Абдрасулов. "Последний сказитель" или о сакральном феномене кыргызских манасчи

В мире множество культур и каждый из них имеет свою уникальную черту, что делает ее отличной от других и привлекательной для других. Каждому народу свойственно гордиться своими культурными артефактами, делающих их культуру и их самих отличными от других культур, народов.

Кыргызский народ гордится эпосом "Манас" и сказителями именуемых манасчи. Если эпос "Манас" это энергоинформационный источник трансцендентного мира, составляющий одну из важнейших онтологических духовных истоков кыргызской культуры, то манасчи это проводник и посредник двух миров: человеческого и трансцендентного. Он подобен духовной "батарейке", подпитывающей людей живительной силой и энергией и обеспечивающий человека информацией придающей его бытию с миром гармонию.

Этому свидетельство факты имевшие место быть в наших исследованиях проведенных в разных уголках Кыргызской Республики группой "Инициатива по духовной консолидации Кыргызстана" и ОФ "Миротворческий центр" подержанная фондом Кристенсона реализуемая в данное время как проект "Дух в действии: сказание эпоса "Манас". В рамках данного проекта проводиться исследование прямого воздействия сказителя на слушающую аудиторию. В целях фиксации данных и результатов исследования проводилось анкетирование до и после сказания эпоса "Манас".

К примеру, в городе Ноокат одна из женщин как она призналась позже, пришла на семинар, несмотря на ужасную головную боль, мучавшую ее, но собиралась через некоторое время после начала семинара уйти. Однако этого не произошло, ибо после сказания эпоса "Манас" она к своему удивлению не обнаружила и следов головной боли. Вместо нее она ощутила прилив сил и жизненной энергии. Также стоит отметить тот факт что она была среди инициаторов, обратившихся в конце семинара к манасчы Талантаалы Бакчиеву с просьбой сказания еще какого-нибудь эпизода из эпоса "Манас". Просьба слушателей была удовлетворена.

Мы также экспериментально заметили, что к сказанию эпоса "Манас" неживая материя, к примеру, обыкновенная монета более восприимчива, нежели человек. Последний менее восприимчив в силу того что он не сразу может настроиться на нужную волну, т.е. освободиться от мирских, суетных мыслей. В отличие от них люди подготовленные, обладающие духовной практикой были более восприимчивы. Также в ходе экспериментов мы установили наличие позитивного энергетического воздействия эпоса "Манас" через сказителя на людей и на окружающую среду.

Проект "Дух в действии: сказание эпоса "Манас"" предполагает проведение нейрофизиологических, биохимических, биомагнитных, социологических и психологических исследований. Многие из них уже проведены, но результаты ряда исследований еще не доведены до логического завершения, но уже сейчас мы можем констатировать, что результаты исследований могут быть интересны для широкого круга исследователей эпоса "Манас" и манасчи.

Мир сказания эпоса "Манас" обширен и многогранен. Специалисты разных направлений могут в ней найти то, что их может интересовать. И в этом смысле его можно воспринимать как энциклопедический кладезь наук. Свидетельством и подтверждением служат исследования представителей разных наук, таких как филология, история, медицина... Но следует отметить что сам феномен эпоса "Манас" и манасчи до недавнего времени не был объектом исследования. Если говорить о манасчи, то они выступали в роли источника и ретранслятора эпического произведения. Также они были объектом отображения, а не исследования. К примеру, в ХХ веке было предпринято снятие ряда документальных фильмов о сказителях – Б.Шамшиев – "Манасчы" – Саякбай Каралаев; М.Убукеев – "Манасчы" – Саякбай Каралаев; М.Убукеев "Вселенная Манаса" – Саякбай Каралаев, Шаабай Азизов; И.Котлов – "Рождение Манаса" – Кааба Атабеков; Ш.Апылов, М.Убукеев – "Музыкальный аил" – Шаабай Азизов. Удобный сервис покупки билетов на спектакли, концерты. 

Но что удивительно так это, то, что некоторые из авторов использовали в названии своих фильмов прилагательное "последний", что не могло не тревожить душу тех, кто желал видеть будущее сказительского мастерства связанного с наитией (непосредственная передача знаний духами, связанных с миром Манаса великодушного). Почему ряд режиссеров, снимая свои документальные фильмы о манасчи, именовали их последними – М.Убукеев – "Акыркы манасчы" – Шаабай Азизов; Jos Kuijer (Голландия) – "Акыркы манасчы" – Кааба Атабеков. Видимо, они реагировали на действительность того времени.

История кыргызов во все времена сопровождалась и созидалась великими манасчи, правда их тогда именовали иначе, точнее "чон жомокчу" (великие сказители). Они жили и уходили из жизни, вторая половина ХХ века не исключение. Но последнее имеет свое отличие из-за особого восприятия этих уходов из жизни великих манасчи. Одни начали покидать этот мир, а другие оставшиеся были уже в почтенном возрасте, что и стало основанием для исследователей и кинематографистов назвать это время временем ухода из мира "акыркы манасчи" (последних манасчи). Осознание этого давало им основание и вдохновение на сохранение образа "последних" манасчи.

Они хотели успеть запечатлеть светлый образ последних великих сказителей эпоса "Манас". Им удалось запечатлеть образ великих сказителей не только для кыргызского народа, но и для народов мира. Но в рамках данной статьи нас интересует вопрос, почему, же они их называли последними великими сказителями эпоса "Манас"? Неужели только из-за того что они не знали других манасчи? Их, т.е. молодых манасчи нельзя было не заметить. Они их знали, но они на фоне великих манасчи казались не столь значимыми и поэтому не были удостоены их внимания. А может быть они не верили в будущее молодых манасчи. Видимо они действительно верили в то, что молодым никогда не сравниться, и не дорасти до уровня великих сказителей, что и давало им основание считать, что наступает время последних манасчи.

Выпуск ряда изданий эпоса "Манас" и вызванный к ним интерес со стороны представителей разных наук , широкого читателя и складывающаяся вокруг него книжная культура порождало у некоторых людей мнение о необязательности непосредственного сказания эпоса "Манас". Но так могли думать только те, кто не понимал или был заинтересован в исследовании текстового следа, а не сути и духа феномена сказания эпоса "Манас".

Если говорить о создателях понятия "акыркы манасчи", то они были детьми своего времени. Они не только как дети своего времени, но и как творческие натуры довольно четко прочувствовали приближающийся конец советской эпохи. Конец эпохи вело к концу многое, что имело отношение к данной эпохе. Но в недрах уходящего как обычно тихо и незаметно для других зреет, то, что будет основанием нового.

Вся история человечества и по сегодняшний день это всплеск, взлет и падение, а порой и закат истории народов, культур. Говоря иначе духовно-историческое развитие того или иного народа не гарантировано, что предполагает выработку механизмов защиты духовности от неминуемого заката. И этот механизм защиты культур, как ни парадоксально звучит, заложены в самих культурах. Эта мысль подводит меня к тому, что уход одних манасчи является основанием появления других. Вся история кыргызов тому свидетельство.

Я смею предполагать, что каждый манасчи имеет свое предназначение в духовном пространстве кыргызской культуры. Мир эпоса "Манас" многогранен и его воздействие на человека, на социальную и окружающую нас природную среду тоже многогранен. Определенное духовное состояние народа требует манасчи с определенной миссией воздействия, которую он призван реализовать. К примеру, Талантаалы Бакчиев и Улан Исмаилов перед ошскими событиями, по собственной инициативе, отправились в город Ош, где сказывали отрывок из эпоса "Манас" именуемый "Чон казат" (Великий поход). По личному признанию Талантаалы Бакчиева прямого желания сказывать именно этот отрывок они не планировали. Оно пришло непосредственно перед началом сказания эпоса "Манас". Или то как трое манасчи – Талантаалы Бакчиев, Деелетбек Сыдыков и Улан Исмаилов – в отличие от других манасчи, смею еще раз подчеркнуть, в отличие от других манасчи, утром 8 апреля отправились к Дому правительства, чтобы сдержать разбушевавшийся народ. Встав на пути своего народа силой сказительского мастерства, данного им миром Манаса великодушного, они остановили свой народ и сохранили Белый дом от неминуемого повторного погрома.

Можно предположить, что другое духовное состояние общества потребует появления манасчи иного склада, иного уровня. Исходя из вышесказанного, каждый манасчи уникален и в силу своего предназначения свыше и с учетом этого может быть маркирован как первый или последний манасчи, но такой последний который предполагает появление нового манасчи.

Приход мира Манаса великодушного к человеку от него не зависит, но от него зависит, будет ли он эту миссию нести или откажется от него. Со слов манасчи Талантаалы Бакчиева: " Известны случаи отказа будущего манасчи от той миссии, которая на него возлагалась, что негативно отражалось на судьбе отказника. К примеру, Укурук моюн ырчы из города Каракол из-за отказа поплатился шеей, которую ему вытянули, так что без дополнительного укрепления шеи с помощью шарфа голову удержать было невозможно. Или то, что случилось с моим учителем Шаабай Азиз улуу, которому мир эпоса "Манас" пришел через наитие в шестилетнем возрасте. Несмотря на слепоту, наступившую из-за отказа, он противился сказывать эпос "Манас" до семилетнего возраста. Только слезные мольбы отца побудили его начать сказывать эпос "Манас" после чего зрение ему частично вернулось. А может быть наказание и более суровое. К примеру, судьба дочерей великого манасчи Сагынбая Орозбакова которые не решились сказывать эпос "Манас": Сагынбюбю из-за запрета мужа, а Бурулбюбю из-за стеснительной своей натуры. Обе покинули этот мир в молодом возрасте. Дар духовного мира Манаса великодушного не терпит малодушия и мирской суеты.

Далее я хотел бы акцентировать наше внимание, проводя параллели на другой, на мой взгляд, не менее важный момент духовной жизни кыргызского народа. За время двадцатилетнего суверенного существования Кыргызской Республики кыргызы не только познали, но и ощутили на себе разного рода испытания в виде локальных конфликтов, которые со временем усиливались и возрастали. Конфликты местного значения, перерастали в конфликты государственного масштаба – межнациональные конфликты и два народных бунта, названные революциями. Может быть, они как предупреждение кыргызам как к тем избранным, кому суждено было быть манасчи, которые не став ими не стали ни кем. Быть может и кыргызы, если не примут на себя предназначенный для них духовную миссию и будут продолжать играть в игры техногенной материальной цивилизации, то могут не только потерять себя как духовную единицу человечества, но и тем самым обречь мир на потерю духовного звена могущего организовать духовное единение всего человечества.

На днях в Бишкеке прошел второй всемирный симпозиум эпоса народов мира, где представитель Академии наук Республики Армения В.Ш.Саакян сделала акцент в своем выступлении на то, что армянский народ не обращал внимания на своих сказителей, что привело к тому, что армянский народ утерял этот пласт культуры. Сожаление, с которым она выступила, было не поддельным и искренним. Многие выступающие рассказывали о своих сказителях, но их сказители отличались от наших тем, что их способности не были даром свыше, даром по наитию. В отличие от них кыргызскому народу повезло. У кыргызов и по сегодняшний день есть те, кто стал сказителем не по собственному желанию, а по велению мира Манаса великодушного.

Благосклонность мира духовного к кыргызам можно заметить через появление в кыргызском обществе послов духовности – манасчи, которые как врачи духа посланы гармонизировать наше духовное бытие. Такие посланники, посредники двух миров нуждаются в общественной защите и заботе. Создавая им, благоприятные материальные условия жизни общество от них получит более ценное, нежели материальное - это духовный посыл и алгоритмы упорядочивания мира материального. Оберегая эпос "Манас" и манасчи общество оберегает мир духовности, оберегая мир духовности, общество оберегает себя и создает условия для сохранения и созидания духовных основ своего будущего.

Время шло и оно не только уносило в мир иной манасчи, но и создавало условия появления новых сказителей эпоса "Манас", что дало основание для утверждения о ложности заключения о конце истинных и великих манасчи. Эта обстоятельство ослабило наше внимание к манасчи, что породило неприглядный факт не красящий ни кыргызов, ни кыргызское общество, ни кыргызское государство. Кыргызы начали забывать об уникальном феномене манасчи и, лишив их материального покровительства, вынудили их работать. И по сегодняшний день многие манасчи вынуждены тянуть непосильную ношу повседневности и добывать свой хлеб в поте лица, что неминуемо отнимает драгоценные дни, часы и минуты из жизни манасчи, которые могли быть посвящены сказительскому мастерству. Ведь предназначение манасчи не работать где-то как обычный человек, а сказывать эпос "Манас" и быть энерго-информационным мостом между двумя мирами, миром человеческим и миром трансцендентным дающий возможность человеку гармонизировать свое бытие с бытием мира, гармонизировать отношения людей разных культур и вероисповеданий внутри общества. И это главное предназначение манасчи мы не должны забывать и как можно скорее создать все возможные условия для того чтобы они могли заниматься только реализацией возложенной на них высокой миссии миром Манаса великодушного.

Кыргызский народ только прикоснувшись к истокам своей духовности, к эпосу "Манас" благодаря сказительскому мастерству манасчи смогут, так же как и великий манасчи и учитель Талантаалы Бакчиева Шаабай Азиз улуу прозреть и освободиться от дурманящего и отравляющего душу негативного влияния мира материального и снова вернуть издревле присущую кыргызам соорганизованность духовного и материального начал, где материальное начало было направлено на созидание духовного, а духовное начало придавало материальному миру определенную организованность и духовную направленность. Такая гармоничная соорганизованность двух начал кыргызской культуры вырабатывала и закрепляла шкалу ценностей чтящих свои духовные основания, которые и по сегодняшний день доносятся до современных кыргызов благодаря сказителям эпоса "Манас". Наша задача сохранить и длить в себе этот голос духовности. Также мы не должны забывать, что великие творцы культуры живут среди нас и наша задача их выявлять и создавать им достойные условия жизни, если хотим жить достойно!

Cуммируя можно сказать что, сохраняя эпическое наследие и всячески поддерживая и культивируя не только восстановление, но и развитие сакрального отношения к эпосу "Манас" и манасчи на всех уровнях общества мы создадим условия для рождения и достойной жизни манасчи и тем самым сохраним себя и свою духовную самость. Такое отношение к духовным истокам культуры и будет надежным основанием не только духовного, но и материального процветания Кыргызской Республики.

И в завершение свой статьи хотелось бы выразить признательность членов группы "Инициатива по духовной консолидации Кыргызстана" и ОФ "Миротворческий центр" фонду Кристенсона за предоставленную материально-техническую помощь в проведении исследований феномена эпоса "Манас".

Саветбек Абдрасулов,
кандидат философских наук, заведующий кафедрой Философии и социально-гуманитарных наук КГЮА

 

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.