Жаманкараев А.Б. Географические названия Казахстана в эпосе "Манас"
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 68-69
В эпосе "Манас" встречается множество реальных и эпических географических названий, чем и отличается этот памятник от эпических сказаний других народов. Топонимы в качестве историко-этнографического источника могут составить неоценимый материал для исследования вопросов взаимоотношений кыргызов с другими народами и племенами. Ученые еще только подступают к изучению данной проблемы. В этом аспекте наиболее интересной является работа Абдылдаева Э. "Историзм эпоса "Манас", в которой целую главу автор посвящает исследованию географических названий с позиций исторической фольклористики.
Географические названия конкретно-реалистического плана в эпосе "Манас" содержит вариант в изложении С. Орозбакова. Их насчитывается более трехсот. Около сорока из них непосредственно связаны с территорией современного Казахстана. Назовем здесь лишь некоторые: Акыяз, Ала-кол, Алматы, Алтай, Арал, Боз-дёбё, Жайык, Иле, Капал, Кара-Тоо, Козу-Башы, Кордой, Нура, Олуя-ата, Сары-Арка, Тарбагатай, Чарын, Чимкент, Эртиш. Большинство топонимов относятся к южным и юго-восточным районам Казахстана.
Известный казахский историк Шакарим Кудайберди в своей книге, вышедшей в свет в 1911 году, сообщает, что на древних землях кыргызов — восточных и южных областях Сары-Арки кочевали племена аргынов, найманов, кереев. По поводу некоторых родов Среднего Жуза он отмечает, что монгушы и ичкилики говорили: "Наши аргыны, кыпчаки, найманы были кыргызами. И если мы в дальнейшем называли себя казахами, в действительности же наши корни и истоки кыргызские".
По свидетельству академика А. Маргулана (Шокан жане "Манас"), многочисленное племя аргынов, в XVIII веке кочевавшее вокруг Аблая, присоединилось к кыргызам. Они и раньше имели контакты с аргынами, черик, тейит, кушчу. В наше время их потомки до сих пор проживают в местностях Кызыл-Арай, Бегазы-Тоо, Актоо, Каркап, Ак-Мая, Атасу, Нура (Таш-Тобо), в области современной Караганды и Жезказгана. Местные старцы утверждали, что они пришли в эти места и в Сары-Арка из внутренних земель Сибири. В варианте эпоса "Манас" сказителя С. Орозбакова среди казахских наименований после Алтая 14 раз упоминается местность Сары-Арка.
В Казахстане есть места, связываемые с именем самого главного героя эпоса — богатыря Манаса. На побережье Аральского моря имеется местность, называемая "Манас аралы" (остров Манаса), истоки реки Талгар именуются "Манастын чоку" (вершиной Манаса) и районе Кегена есть "Манастын боз-добосу" (Ceрый холм Манаса), в сторону Капала можно встретить местность "Манастын коктусу" (Ущелье Манаса), у озера Зайсан — "Манастын жайыты" (жайлоо Манаса). О местности "Манастын боз добосу" пишет Ч. Валиханов и упоминается у сказителя С. Орозбакова.
С именем Манаса связано много архитектурных памятников прошлого. Одним из них является Акыр-Таш. В преданиях об этих строениях рассказывается, они якобы были возведены самим Манасом и его сыном Семетеем. В 1221 году китайский историк Чан-Чун зафиксировал настенные надписи этого памятника. По своему стилю Акыр-Таш напоминает возведенный в средние века Таш Рабат, находящийся на территории Кыргызстана.
Статистические данные сообщают, что в 1910 году в казахских уездах Акмоло, Кокчо Too, Каркаралы, Капал проживало более 10 тыс. кыргызских племен и родов, как саяк, солто, саруу, черик, доолос, меркит и т.п.
Таким образом, топонимические данные эпоса "Манас" подтверждают тесные этнические и культурные связи казахов и кыргызов.