Урманбетова Ж.К. Кыргызский образ мира и "Манас"
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 58-59
Древнейшие источники, содержащие этнографические данные, свидетельствуют о глубокой историчности происхождения кыргызов, художественные ценности отражают высоту духовного богатства культуры. Нет будущего без прошлого, соответственно национальная культура кыргызов самодетерминирует себя в исторических произведениях, отражающих существо и специфику национальных духовных ценностей. Эпос как повествовательное произведение отражает прошедшие этапы истории в субъективных оценках самих творцов, освобождаясь с течением исторического времени, от случайных эпизодов и впитывая наиболее значимые достижения прошлых эпох. С этой точки зрения "Манас" представляется сплавом объективных исторических событий с субъективным изложением, когда субъективные элементы эпоса сплетаются с реальностью в сказаниях манасчи, порождая художественно-национальную ценность духовной культуры, не теряющую своего значения на протяжении тысячелетий.
Эпос "Манас" предстает уникальным, наиболее универсальным произведением, дающим сведения о кыргызской культуре в прошлых летоисчислениях: нравственных принципах, традициях, эстетических идеалах, философских размышлениях о мире и человеке. "Манас" высвечивает глубину и разнообразие кыргызского языка, уникальность художественного мироощущения кыргызов, красоту и богатство духовного развития, соответственно и социокультурного, исторического развития. "Манас" — это порождение творческого гения народа, в нем отражение реальной жизнедеятельности переплетается с необычной фантастикой, исторические события представляются как мифы. Элементы реального и ирреального неразделимы, в этом синкретизм художественного мышления эпоса. В "Манасе" сконцентрирована глубокая народная философия, постигающая смысл бытия через призму национального восприятия.
На протяжении столетий "Манас" жил в форме устных преданий, в виде грандиозного песнопения. Искусство манасчи — живое воплощение человеческой и народной памяти, сохраняющей обширную, многогранную историю кыргызского народа в высокохудожественном словесном оформлении; это феномен человеческого сознания, интегрирующего в свободном творчестве преемственные связи человека и бытия, проявляющего безграничность человеческих возможностей и способностей; это ода человеческой культуре мышления. В связи с даром манасчи передавать сказания в музыкально-импровизированном стиле встает проблема исторического понимания прошлой культуры как диалога между различными временными состояниями одной национально-духовной системы. Для манасчи пересказ легендарных сказаний о Манасе сопряжен с индивидуальной творческой восприимчивостью, уникальной способностью пропустить сказанное через внутреннее подсознание, в котором осознание своего "я" сливается с осознанием народа, эпохи. Наибольшее значение манасчи — в способности приобщить к духу истории, вызвать ощущение сопричастности у слушателей к своим историческим корням, предкам; художественно-субъективное изложение манасчи порождает иллюзию объективности, тем самым достигается момент целостности кыргызского образа мира, детерминируемого особым складом мышления, индивидуальным критерием в развитии национально-духовных ценностей.
"Манас" — наиболее яркое, масштабное, цельное произведение, отражающее историю кыргызского народа, его культуру.