Тенишев Э.Р. Принцип относительной хронологии в формировании эпоса "Манас"
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 76-77
Говоря о тысячелетии эпоса "Манас", самого большого эпоса в мире, надо думать об аргументации этой даты.
В логической цепи событий начальная пора (едва ли точка!) формирования эпоса, которую предстоит определить, сопряжена с рядом факторов и надежна тогда, когда стоит во главе периодизации целого.
В.М. Жирмунский, анализируя сюжет эпоса "Манас", выделил в нем три слоя: первый — сказочно-мифологический (VI—XIV вв.), второй связан с борьбой против ойратов (XV—XVII вв.) и третий — мусульманский период (XVII—XIX вв.). Принимая эту идею периодизации эпоса "Манас", надо подчеркнуть, что желателен комплексный подход, сочетание нескольких методов, корректирующих друг друга. Такими методами могут быть лингвистический, фольклористический и исторический.
Лингвистический метод состоит в том, что можно реконструировать древнекыргызский устный язык IX— X вв. (эпохи енисейских памятников), на котором существовал ранний текст "Манаса". Впоследствии этот язык менялся, но что-то должно было остаться в современном языке, на котором пересказываются известные нам варианты эпоса. Одним из таких реликтовых признаков является согласная "з" вместо современного "й" в середине имен и в конце глагольных основ (Ызык кёл, соврем. Ысык кёл — "Священное озеро"; Ызык ата, соврем. — Ысык ата — "Святой отец").
Начальный этап эпоса "Манас" может быть отмечен присутствием в его языке элементов з-языка.
Поскольку топонимия Кыргызстана сохранила реликтовые з-формы, то вполне вероятно, что они имеются и в лексике "Манаса". Надо только ее расписать и представить в виде словаря.
Фольклористический метод заключается в анализе сюжета "Манас" с точки зрения его циклизации. Известно, что эпос складывается постепенно: к ядру его, соотносимому с главным героем и событиями вокруг него, один за другим присоединяются другие герои и события. Следовательно, если один за другим отделять эти позднейшие события, то можно дойти до ядра исторически наиболее древнего, подобно тому, как по древесным кольцам, идя от периферии к центру, подсчитывают возраст дерева.
Интересные соображения о циклизации эпоса "Манас" высказаны В.М. Жирмунским и Р.3. Кыдырбаевой, но они все еще не поставлены в один ряд в интересах определения начальной поры этого процесса.
И, наконец, исторический метод. В эпосе есть свое время, пространство, реальность — "своя история". Все это можно комментировать. Возможности такого анализа, например, блестяще показаны В.М. Жирмунским в отношении эпоса о старце Коркуде. В свое время исторические соображения А. Н. Бернштама о "Манасе" не были приняты.
Но взгляды на историчность эпоса меняются. Нельзя не отметить работы Орозбека Айтымбетова о исторической трактовке эпоса "Манас". Надо привлечь внимание к ним и продолжить их. Найти, в конце концов, подтверждение мысли А.Н. Бернштама, что эпос "Манас" в своей древнейшей части является отражением истории кыргызов VIII—IX вв.
Естественно, что датировка эпоса "Манас" может быть результатом разностороннего его исследования.