Таджиева Г.М. Эпос
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 156-157
В политике нового мышления чрезвычайно важным считается то, что она воплощает заветы, доставшиеся нам от мудростей веков. Обращаясь к современности, размышляя о путях совершенствования общества, ее очистительных процессах, мы все чаще оглядываемся в прошлое — в устно-поэтическое наследие народа — в эпос "Манас" и в его нравственном опыте ищем ответы на сегодняшние болезненные вопросы.
Приступая к изучению эпоса, мы попадаем в мир, веками накопленной народной мудрости, которая удивительнейшим образом вмещена в поучительные, разящие остроумием слова, отражающие вольнодумство и свободомыслие народа.
Эпос "Манас", как безбрежное море, по капле впитавший в себя мудрость народа, пройдя через фильтрирующий слой веков, засиял еще ярче, удивляя нас до сих пор неисчерпаемостью своих богатств.
Это философско-сказовое творение наших предков, наивно-простых и в то же время мужественных, умудренных опытом суровой борьбы за существование, вызывает достойное восхищение наследников, продолжает доставлять художественное наслаждение и, в известном смысле, служит нормой и недосягаемым образцом. Опыт и мудрость народа, идейная и художественная сила его устно-поэтического творчества — в сердцах современных художников, ученых, деятелей культуры и искусства. Именно они, непревзойденные ценности народного гения, вдохновляют их на создание значительных научных исследований, произведений литературы, искусства и живописи.
В эпосе "Манас" отражена непрерывная связь времен и поколений, правдивая и вечно живая история, опыт человеческих отношений. Опыт и мудрость отцов интересны нам не просто как исторические свидетельства — они, являясь примером высокого гуманизма и будучи проникнуты духом человеколюбия, идеями патриотизма, дружбы и взаимопонимания между народами, бережного отношения к окружающей среде, имеют огромное практическое, идейно-художественное, мировоззренческое и воспитательное значение в формировании нравственной личности.
Достоинство эпоса — это современность его художественно-философского мышления, устойчивые нормы нравственности по отношению к труду и общественному долгу.
Сила эпоса — в его патриотической направленности, интернациональном характере, гражданственности, в утверждении дружбы, братства и взаимопонимания между народами. Патриотические традиции кыргызского народа сложились и окрепли в многовековой освободительной борьбе против иноземных захватчиков и внутренних поработителей.
Глубоко трагический по своему мироощущению эпос вместе с тем воссоздает оптимистическую картину прозрения и взросления человека, прошедшего пути кровавых битв. В ней звучит глубокая тревога за разрушение человеческого в Человеке и вера в силу человека, противостоящего жестокости и насилию. Идея милосердия, неукротимый гуманистический порыв к укреплению доверия и братства, взаимопонимания между народами, венчающие эпос, это и есть тот самый неугасимый, жизнеутверждающий свет мудрости наших предков. Не менее актуальны сегодня и практические знания народа, его опыт по охране природы. Они ориентируют современного человека, на коренное улучшение экологического мышления, способствуя тем самым решать в единстве три задачи: формирование знаний о природе, развитие эмоционально-положительного отношения к ней, воспитание нравственного поведения в природе.
Поразительные вещи происходят с иными основополо-лагающими нравственными ценностями, завещанными народной мудростью. Чем глубже понимаем мы их сущность, тем очевиднее становится, что современный смысл эпоса состоит в утверждении таких общечеловеческих ценностей, которые являются и нашими идеалами, совпадают с высшими целями нашего молодого демократического общества. Нам кажется, что современность звучания устной сокровищницы народа очевидна: нужно взаимное уважение, нужно взаимное понимание. Все это надо ставить на службу укрепления нашего духа, наших убеждений и позиций.