Садыков К.Ж. Эпос "Манас" и проблемы изучения кыргызской мифологии
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 75-76
Определение места и роли мифологической традиции в генезисе и поэтике эпического творчества кыргызов - одна из актуальных проблем современной фольклористики. Известно, что мифологический пласт мотивов занимает довольно существенное место в повествовательной структуре таких эпических сказаний, как "Эр Тоштюк" и "Кожожаш". Исследование генезиса эпоса "Манас" также ставит нас перед необходимостью обращения к мифологическому наследию кыргызского народа. Понятно, что не имея ясного представления о первой ступени художественного опыта народа, отраженного в мифе, трудно составить научно обоснованную картину генезиса и дифференциации эпических жанров. Следовательно, важность и необходимость изучения кыргызской мифологии представляется неоспоримой.
Вместе с тем существует ряд объективных условий и причин, которые делают эту задачу неразрешимой. К ним, в первую очередь, относится — отсутствие письменности раннего этапа, что определяет приблизительный характер сведений о мифологии древних кыргызов. Во-вторых, в повествовательном фольклоре кыргызов сохранилось очень мало текстов, которые можно было бы отнести к разряду мифов в чистом виде. И, наконец, в-третьих, сама попытка такого узкого ограничения мифа в рамках культурного наследия одного народа может вызвать справедливые возражения у исследователей, хорошо знакомых со спецификой этно- и культурогенеза народов Центральной Азии.
Основной корпус мифологических мотивов и сюжетов кыргызского фольклора носит универсальный характер и имеет отношение к архаической культуре многих народов тюркского ареала, находившихся на протяжении длительного периода истории в едином этнокультурном пространстве. Исходя из этого, можно предположить, что набор основных мифологических моделей у этих народов был в целом одинаковым. В этой связи, особое значение приобретает сравнительно-историческое изучение эпоса среднеазиатских народов с эпическим наследием народов тюрков Южной Сибири, представляющим более раннюю ступень эпического творчества.
В классическом героическом эпосе, каким является "Манас" архаическая повествовательная традиция вытесняется из сюжетного, событийного ряда и продолжает свою жизнь в средствах художественной изобразительности. Отдельные качества богатыря и его коня, свойства боевого оружия, имеющие мифологическую основу, приобретают вид устойчивых гиперболических сравнений, метафор и эпитетов. В самом тексте они присутствуют уже не как сюжетные элементы, а как традиционные поэтические фигуры. Только тщательный сравнительный анализ, основанный на сопоставлении и выявлении скрытых аналогий, позволяет реставрировать скрывающийся за устойчивой поэтической формулой эпоса глубокий мифологический подтекст.