Яндекс.Метрика

Глава VII. Поминки по Кёкёктёю

Радовался народ приволью нового кочевья. Удобно было оно для скота, подходило и для поминальных пиршеств. Начал готовиться тогда народ к шумным пирам, разыскивал в окрестностях источники с чисой водой и заготавливал топливо.

Созвал Бокмурун аксакалов и сказал им:

- Поминки нужно провести как следует - это наш великий долг.  Сколько народа мы пригласим на аш и кого? - так советовался он с ними.

Тогда встал Баймырза и промолвил:

- Кого же нам пригласить на аш? Пригласим некоторых казахов и киргизов, которые явятся со своими подарками к пиру. Манасу тоже можно послать вестника, а то можно этого и не делать и его совсем не извещать.

Бокмуруна страшно разневали лукавые слова Баймырзы, и он в ярости стал бранить его:

- Богатства Кёкётёя так велики, что не вмещаются в его владениях. Не буду я жалеть имущества отца ради его памяти. Если я надумал устроить аш, то сделаю это, как подобает сыну Кёкётёя. Отец мой перед смертью завещал мне:

- Когда я умру, сын мой, позови все народы Востока, оттуда, где рождается день, позови все народы Запада, оттуда, где день угасает. Устрой аш так пышно, чтобы надолго сохранился он в памяти всех народов. Так он сказал перед смертью, так и хочу я сделать теперь.

Был в аиле Бокмуруна могучий батыр по имени Айдар. Призвал его к себе Бокмурун и сказал:

- Садись на доброго коня, удалец, надень на себя непроницаемую для стрел и пуль одежду, скачи на Восток, где рождается день, скачи на Запад, где день угасает. Оповести народы о смерти моего отца, пригласи все народы, которые встретишь на своем пути, на поминальный пир о нем. Скажи, чтобы все собирались в привольные долины Каркыры. Будет там аш великий, угощенье обильное, веселье несмолкаемое. Поскачут статные кони на байге, добывая первенство. Первым призом будет девять тысяч красных верблюдов, девяносто тысяч рогатого скота, сто тысяч голов овец, а последним призом будет девять штук черного скота и девяносто голов овец. Всего призов положено на шесть десят одного скакуна. Так оповести ты их всех и прибавь:

- Не отказывайтесь от пышного пира, приезжайте все со своими близкими, приводите с собой все множество вашего войска. Если вы пренебрежете поминками Кёкётёя, то его сын Бокмурун, могучий и славный батыр, не оставит вас живыми за оскорбление. Он налетит на вас войной, разгромит ваши аилы, и останется у вас из всего твердого - только казан, а из всего мягкого - только вода. Ваши жены и девушки станут рабынями, а сами вы будете уничтожены. Больше ничего не прибавляй, удалец, а скачи дальше по городам и аилам.

А Кошою и Манасу скажи иначе, с великим поклоном и почтением скажи, и знай, что если перед ними ты промолвишь хоть одно дерзкое слово, не бывать голове твоей на удалых плечах!

И пустился Айдар в долгий и трудный путь. Девять раз поднимался месяц в своем полнолунии, а Айдар все еще был в пути.

                Бокмурун, сын Кёкётёя,
                Свой народ, переселившийся подобно морской волне,
                Расположил на летовку в Каркыре;
                Разбил триста тысяч просторных кибиток.
                Послал на откорм крепких коней;
                В течение долгих трех лет
                Готовился народ его к великому пиру.
                На берегах Уч-Булак - трех источников,
                В долинах Учкаркыры
                Появились их мягкие юрты,
                Ожидая прибытия гостей.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.