Яндекс.Метрика

Глава VI. Заговор кёзкоманов

Между тем Серек и Сыргак, которые уехали на охоту, когда Манас отправился в гости к Кёкчёкёзу, возвращались назад и повстречали табунщиков, которые с гиканьем гнали табуны коней. - Почему двигаетесь вы с таким шумом? - спросили у них батыры. Те ответили:

- Кёкчёкёз убил Манаса и его сорок чоро, вот мы и спешим перекочевать на его земли.

Серек и Сыргак остановились, пораженные, не зная, что делать. Но потом примчались в аил Кёкчёкёза и, посадив на коней одного за другим всех связанных и усыпленных батыров, умчались вместе с ними. Затем Серек и Сыргак отыскали след Аккулы и поехали по нему.

- Ах, если бы встретить нам Кёкчёкёза и сразиться с ним! - думали они, - и в это время заметили в одном ущелье Аккулу, который мирно пощипывал траву. Проехав немного дальше, они увидели раненого Манаса, лежащего без чувств. Серек и Сыргак откликнули его, Манас очнулся, но его глазам батыры показались Кёкчёкёзом. Он напряг последние силы, желая сразиться с врагом, но когда узнал своих чоро, вновь потерял сознание.

Серек и Сыргак бережно подняли его и отнесли в глубокую пещеру. Туда же перетащили они и сорок чоро и начали отпаивать их чистой водой и приводить в чувство. Бозуула послали в Талас достать у Каныкей кипяченую настойку и снадобья, чтобы лечить Манаса и его батыров. Тем временем Кёкчёкёз наслаждался своим могуществом.

- Манаса и его батыров я убил, - думал он, - теперь переселюсь в Талас, возьму в жены умницу Каныкей и буду ханом вместо Манаса.

Он приехал в Талас, забрал себе конские табуны Манаса и оповестил народ, что стал властителем на месте Манаса. Услыхав эту весть, встревоженный аил собрался. Старик Мазаке заявил пришедшим:

- Манас и его сорок чоро во главе с Бакаем и Кыргылом погибли. Пусть будет ханом Кёкчёкёз, ведь он тоже из рода Ногоя. Но не поверил народ гибели Манаса и его войска и стал укорять переметнувшегося к Кёкчёкёзу Мазаке. Тогда Кёкчёкёз объявил: - Властителем киргизов стал я, поэтому Каныкей должна стать моей женой. И послал он к Каныкей гонца, чтобы объявить ей об этом. Но Каныкей ответила, желая выиграть время:

- Если я сразу же после смерти Манаса стану женой Кёкчёкёза, то меня покарает дух первого мужа. Пускай Кёкчёкёз подождет, через семь месяцев я сама приду к нему.

Услыхав такой ответ, Кёкчёкёз обрадовался, думая про себя, что он возьмет ее на четвертом месяце.

Братья Кёкчёкёза решили поделить между собой других жен Манаса. Но никто не хотел взять Караберк. Тогда Мазаке пришел к старому Кёзкоману и сказал ему: - Вдовая сноха твоя хочет, чтобы ты взял ее себе.

Кёзкоман сначала ничего не понял, но когда Мазаке ему объяснил, то он попросил его собрать своих детей и внуков к нему; когда все потомство пришло к его юрте, он обратился к ним с такими скорбными словами:

- Если вы действительно совершили такое дело, позор вам! Вы - злодеи и убийцы! Манас вам, кроме хорошего, ничего не сделал и не причинил никакого вреда. Манас чист перед вами, поэтому я не верю, что он мог погибнуть. Подождите, он еще придет!

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.