Яндекс.Метрика

Глава III. Походы Манаса в Среднюю Азию и Афганистан. Война с Панусханом Ташкентским

После этого Манас послал гонцов в славный Ташкент с требованием сдаться, а сам расположился станом на горе. Когда ташкентские войска прибыли с топотом и шумом, мудрый Бакай сказал Манасу:

- Бот уже три долгих года прошло с тех пор, как мы покинули родные аилы. Много мы вынесли бед и лишений на бранных полях. Не пора ли покинуть нам поле битвы и вернуться домой на отдых?

Но Манас возразил Бакаю:

- Рано еще нам уходить. Не разбиты еще Алооке и Ашарсуу. Снова начнут они притеснять киргизов и казахов. Они соберут несметные войска и придут на Алтай громить наши аилы. Нужно непременно с ними сразиться: или совсем их разгромить, или уйти побежденными, иного выхода нет.

Когда весть о наступлении Манаса достигла до Ашарсуу и Алооке, они объединили свои полчища числом до восьмисот тысяч и направились в сторону Ташкента. Но Манас быстро пошел им навстречу с четырехсоттысячным войском.

Встретились враги у города Арамик. Начались поединки батыров. Китайский балбан Киселик был могуч и широкоплеч. Двинул он на отряды Манаса шесть своих боевых слонов. Думал напугать киргизов. Но исполин Манас смело выступил против чудовищ и зарубил их всех.

Завязалась общая битва. Шесть дней и шесть ночей бились батыры. Катились головы, падали руки, валились тела. Земля взбухла от пролитой крови и конской пены. Наконец враг пришел в смятение. Войско Алооке бежало к Андижану, но ему преградил дорогу хан Ашарсуу.

- Или уничтожь нас своим войском, или мы будем сражаться с Манасом до последнего человека.

Но Алооке не согласился продолжать борьбу и бежал дальше. Тогда Ашарсуу стал совещаться со своим советниками и сказал:

- Сколько мы победили народа, надеясь на Эсенкана Бейджинского и на Алооке! А какая польза от этого? Не лучше ли покориться Манасу и принять его веру?

Решив так, он выбрал в качестве подарка сорок самых красивых девушек, много ценностей и двинулся к Манасу. Все подчиненные хану Ашарсуу приняли мусульманство. Одну из девушек, самую красивую, по имени Гулайым, взял себе Кёкётёй, остальных разделили между собой. Кёкётёя сделали ханом.

После того, как Манас покорил Арамик, он переименовал его в Наманган, так как там жило много наманов.

Манас решил отправить свои войска на родину. В то утро, когда войска должны были выступить в путь, к Манасу пришел Ашарсуу и сказал:

- Если вы сейчас уйдете, то Алооке снова нас покорит. Что мы тогда будем делать?

На это Манас сказал:

- Вы не должны бояться Алооке, он вас не тронет, так как он очень напуган. Ведь он еле-еле спасся от нас бегством. Если же он нападет на вас, то вы известите меня или вашего родича алпа. Я ухожу от вас, но вернусь через год,так как не успокоюсь, пока не сражусь с Алооке.

Все воины во главе с Кёкётёем горячо поддержали Манаса и сказали Ашарсуу:

- С тех пор, как мы ушли в поход, прошло уже три с половиной года, а ты еще хочешь нас задержать для того, чтобы мы охраняли тебя!

Поделив богатую добычу, все вернулись в свои родные края, каждый к себе. Манас же с алтайцами перевалил Чаткал, Чанач, прошел Талас и послал свое войско к Акунбешиму на берег Чу, чтобы изведать гостеприимство населения, а сам с сорока отборными батырами остался погостить у ранее покоренных им калмыков, которые жили по берегу огромного озера. Озеро это не замерзало даже в самые суровые зимние холода. Воины решили: это действительно счастливое озеро, раз оно не замерзает. Пусть с этих пор оно называется горячим, - и дали озеру прозвище Иссык-Куль. С тех пор озеро и носит это имя.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.