Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Смерть Канчоро.

Кульчоро сказал на это:

- Аба! Я с чистым сердцем пришел к тебе. У меня в сердце нет ни пятнышка. Совесть моя бела, как молоко. Если бы у меня были коварные мысли, разве я пришел бы к тебе?

- Вон отсюда, с глаз долой! - свирепея еще больше, продолжал кричать Канчоро. Тогда и Кульчоро не сдержал своего гнева:

- Канчоро! Нет на свете большего зла, чем то, которое ты причинил мне, - сказал он. - Заманив Семетея, ты разлучил его с Тайбуурулом. Собранные Семетеем богатства ты разграбил. Красавицу Айчурек отдал Кыясу, как добычу. Словно враждебных китайцев, ты разогнал по свету киргизов. Вскормившую тебя белым молоком нашу мать Каныкей ты отдал на козлодрание. Разодрав мои лопатки, ты сделал меня рабом Кыяса. Я хотел забыть все эти унижения и оскорбления. Я хотел сделать тебя своим старшим братом. А ты кричишь на меня! В твой рот входит белая собака, а выходит черная. Подумай о том, что ты говоришь! Мой нрав тебе хорошо известен. Если ты рассердишь меня, то я не весь мир подыму шум. Знай, что я остался тем же чоро!

Отвечай, где Бакай и Каныкей? Где богатства Семетея? Где народ? Где аколпок и Зулпукор? Найди все это!

От Семетея - аба родился сын по имени Сейтек. Он стоит здесь на дороге. Ступай, посмотри на своего младшего брата и все это отдай ему! А не отдашь - то прощайся с жизнью. Я говорил тебе тихо как родичу, а ты кичишься и поднимаешь на меня голос! Так знай же, я возьму тебя за волосы и прижму к земле. Размозжу твою голову, кровь твою разолью как воду. Как смеешь ты на меня так кричать?

Канчоро подумал про себя: "Кульчоро говорит правду. На все это у него хватит смелости. Правда и то, что он был унижен мною. Лучше я дам ему то, чего он требует, и пусть он похваляется перед Кыясом. Какую глупость сделал Кыяс! Когда родился Сейтек, надо было сразу снять ему голову. Когда Кыяс узнал, что Карадоо и Айчурек - его враги, надо было тоже отрубить им головы. А теперь, раз к моему двору приходят враги, это плохое счастье. Видно идут к упадку мои дела!" Рассуждая так, Канчоро сказал:

- Кульчоро, мы с тобой родные братья. Твою голову я не отрублю и оставлю тебя в живых. Иди и делай свое дело. Только не задерживайся здесь, иначе погибнешь от моей руки.

В это время пришла Чачикей и, склонив колени перед Канчоро, сказала:

- Зачем ты говоришь с этим презренным китайским отродьем? Немедленно заточи в зиндан раба Кульчоро и убей его! Не жди хорошего от рук его! Знай, хан мой, если оставишь Кульчоро в живых, он отсечет тебе голову. Послушайся меня и сейчас же убей его!

И много еще бранилась Чачикей.

Кульчоро не стерпел ее ругани, схватил ее за волосы, повалил на пол и убил на месте.

В это время во дворец вошли Каныкей и Айчурек. Когда Канчоро увидел их, сердце его чуть не разорвалось, и он едва не впал в беспамятство от ужаса. Каныкей обратилась к нему с такими грозными словами:

- Канчоро! Когда ты был крошечным, как букашка, и остался без родителей сиротою, я думала, ты будешь соратником Семетея, я кормила тебя своим белым молоком и воспитала тебя. Ты не слышал ни одного дурного слова от людей. Плохой одежды я не давала тебе и не кормила тебя плохой пищей. Воспитывая тебя с малых лет, я сделала тебя человеком. А ты за мои добрые дела отплатил мне мученьями - Семетея убил, Айчурек сделал рабыней, Кульчоро сделал рабом. Мою грудь, вскормившую тебя, ты покрыл ранами и отдал меня на козлодрание. Но мое дело оказалось правым. Недаром говорят, что белого бог никогда не сделает черным. Мой сирота вырос. Теперь, поганая свинья, пришел твой черед!

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.