Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Юные годы Сейтека

В одном месте, далеко от нас, куда можно доехать через сорок дней, живет один лекарь по имени Мамунджан. Я вызову его и заставлю вылечить Кульчоро. К лекарю я поеду через семь дней. А ты, Сейтек, поезжай домой, но не сиди там сложа руки, а готовься отомстить за отца Кыясу и Канчоро.

Горемычной Айчурек передай от меня поклон и скажи ей, что время пришло. Пускай она не сидит без дела, а скорее возьмет обманом у Кыяса коня Тайтору и меч Зульпукор.

Сказав это, Карадоо прижал Сейтека к груди и поцеловал его в обе щеки.

Рассказ Карадоо распалил в душе Сейтеке неугасимый огонь мести. Глаза его запылали гневом. Он стал говорить так:

О, несчастный этот мир!
Чем видеть такое унижение,
Лучше бы мне не родиться,
Лучше, не живя, умереть!
Размозжу голову врага,
Злодея, ныне известного мне,
Разолью рекой кровь его!
Разобью ему голову,
Раскидаю его богатства!
Канчоро, неверному смутьяну,
Выколю оба глаза!
Черную его кровь
Горстями вычерпаю и только тогда буду сыт!

Великан Карадоо взял от Айчурек маленькое, как ладонь, письмо к лекарю Момунджану, простился с Сейтеком и, забрав с собой шесть скакунов, уехал из города искать лекаря.

***

Тяжелой была жизнь батыра Кульчоро. Злодей Кыяс отдал его в рабство табунщикам. У главного табунщика Карагула был дикий нрав. Он заставлял Кульчоро собирать и носить дрова и воду, кормил его объедками и угрозами, заставлял ежедневно выпивать ведро воды. Два раза в день он отдавал Кульчоро на расправу своим табунщикам, которые били и мучили его. Кульчоро ослабел, обессилел. Раны его не заживали, одет он был в драную шубу и рваные штаны. Он кашлял, как худой баран, и жизнь в нем еле-еле держалась.

Однажды, сидя в одиночестве, Кульчоро стал мечтать:

- Надо бы повидать Айчурек. Сирота, наверно, уже вырос. Мне очень хотелось бы узнать, как они живут и побывать у них!

Задумав навестить их, Кульчоро стал собирать сорокадневный запас дров для табунщиков. Дрова сильно давили раны на его спине, он кричал от боли, и плач его достигал неба, но он все продолжал работу.

Главный табунщик Карагул увидел его с поднятой вязанкой дров.

- К рабу вернулась сила, - подумал он и приказал своим табунщикам избить Кульчоро еще более жестоко. Они выполнили его приказ, и, издеваясь над Кульчоро, заставили его выпить сорок ведер воды.

Был среди табунщиков один по имени Бозбала. Он очень любил и жалел Кульчоро и рассказывал ему обо всех новостях. Из его рассказов Кульчоро узнал, что Айчурек родила сына, что на пиру, устроенном в честь его рождения, было зарезано девяносто голов скота и ребенку дали имя Сейтек. Кульчоро узнал, что Сейтеку теперь уже исполнилось двенадцать лет, и у него появились признаки небывалого мужества и удальства.

Узнав все это, Кульчоро заплакал от радости, и мысль поехать к Айчурек и посоветоваться с нею не давала ему покоя.

Однажды рано утром он пришел к Карагулу и, встав на колени, стал умолять его:

- Мой господин! Дай мне, рабу, разрешение пойти к Айчурек. Хоть один раз я встречусь с нею и выпрошу для себя какую-нибудь старую одежду.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.