Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Рождение Сейтека.

Послав семерых колдуний, Кыяс был уверен, что они убьют ребенка, и спокойно сидел в своем дворце.

Айчурек же, оставшись одна, под утро родила мальчика. Она сама отрезала ему пуповину и сама завязала ее.

Когда она стала рассматривать сына, она увидела, что он похож на Семетея, как две капли воды, и обрадовалась и возликовала.

- Он будет жить, он будет велик, как отец, он за все отомстит! – решила Айчурек. Ей не хотелось показывать ребенка Кыясу, но нельзя было утаить его.

Тогда она решилась пойти на хитрость и пришла к нему со словами:

- Господин мой, дай мне подарок! Я несу тебе радостную весть: я родила тебе сына! Устрой той и зарежь девяносто голов скота! Хорошенько подумав, нареки ему имя. Если он останется в живых, он будет батыром и прославится на весь мир. Родившийся ребенок будет счастьем рода Джедигер.

Когда услышал это Кыяс, его сердце подкатилось к горлу. Браня старух колдуний, он приказал отыскать их и отрубить им головы. Но старух нигде не могли найти. Кыяс ничего не сказал на слова Айчурек, а только, смотря в землю, низко опустил голову.

Потом он снова созвал аксакалов. В это время в народе пошла молва о гневе Кыяса по случаю рождения ребенка. К аксакалу Куттубию пришел его сын, верный друг Семетея, великан Карадоо, и попросил, чтобы сына Айчурек отдали ему на воспитание.

Куттубий знал о замысле Кыяса и поэтому, как только аксакалы собрались, он первый начал говорить:

- Когда хана должен убрать бог, хан ссорится со своей женой, воюет со своим народом, враждует со своими близкими людьми, он начинает считать пищу в доме, тогда от хана улетает счастье! Ты, хан Кыяс, своего собственного ребенка не считай чужим. Это очень дурное дело! Если ты убьешь своего ребенка, то прекратишь свое потомство и кончишь жизнь нищенствуя. Не забывай, что захваченная тобой жена Айчурек - не простая женщина, она родилась от Кайыпа: если ты оскорбишь ее, она обернется лебедью и, облетев весь мир, соберет всех на свете великанов, и твоей голове тогда не миновать горя. Если она приведет народ своего отца Ахун-хана, тогда у нас не останется никого в живых. Брось, не играй с Айчурек! Делай то, что говорит она.
Кыяс внял словам Куттубия и стал делать так, как того желала Айчурек. Он встал и сказал перед всем народом:

- Я дожил до средних лет, женился по три раза в день, но до сих пор не имел ни одного ребенка. От Айчурек я теперь имею сына. Пусть соберется весь джедигерский род. Зарежьте девяносто самых жирных кобылиц, устройте большой той в честь рождения своего сына.

Что сказал хан, то два раза не повторяется. Были зарезаны жирные кобылицы, народ собрался на пир, начались игры и развлечения. Но Кыяс в душе хорошо знал, что если ребенок вырастет и достигнет зрелого возраста, он покончит с ним. Поэтому он не оставлял замысла погубить ребенка.

С коварной усмешкой он обратился к Айчурек:

- Принеси ребенка, покажем его аксакалам, пусть они дадут ему имя.

Сказав это, Кыяс поднял полу своего бешмета. Айчурек угадала его коварный замысел, но все же была вынуждена дать ему сына. Когда Кыяс положил ребенка на полу бешмета, случилось чудо: от тяжести младенца Кыяс весь изогнулся, и сапоги его по самые голенища ушли в землю.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.