Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Рождение Сейтека.

Кыяс был напуган до смерти.

- Его дедушка - Манас, его отец - Семетей. Если он останется в живых, он уничтожит весь наш народ. Я убью его! - закричал он в неистовстве и схватил камень, величиной с чашу. Увидев это, Айчурек в гневе выхватила из-за пояса нож, привезенный из Таласа.

- Ребенка в пеленках ты считаешь врагом! - вскричала она. - Откуда ты взял, что он твой враг? Если ты убьешь ребенка, я не буду жить, я не буду тебе женой- рабыней. Вся моя жизнь в ребенке! - и она вырвала ребенка из рук Кыяса.

- Джедигерцев я считала своим народом, - продолжала Айчурек, а вы хуже черной земли. Я тебя считала своим господином, а ты оказался хуже собаки. Кыяс, ты разгневал меня, и я убью тебя! Я превращусь в белую лебедь, соберу войска отца своего Ахунхана и уничтожу вас всех до тла! Я не потерплю, чтобы ты убил моего сына. Если ты сам убьешь своего сына, как тогда могу я считать тебя за человека и жить с тобой? Убить своего ребенка в пеленках - этого на свете никогда не бывало!

Так Айчурек бранила и проклинала Кыяса. А он, громко смеясь, сказал ей в ответ:

- Айчурек! Я играю с тобой, а ты говоришь мне грубые слова и гневаешься на меня. Если я своего ребенка буду считать врагом, буду ли я жить счастливо? Если новорожденному ребенку я сделаю зло, разве я буду жить хорошо? Айчурек, я просто испытывал тебя.

После этого Кыяс велел объявить всему народу:

- Тому, кто даст моему ребенку хорошее имя, я не пожалею богатств и дам ценный подарок.

Но народ боялся Кыяса, и никто не осмелился произнести ни слова. Кыяс злобствовал, угрожал, выходил из себя, но народ молчал. Тогда из толпы вышел один неизвестно откуда появившийся нищий странник-дувана, и сказал:

- Его дед - Манас, настоящий отец - Семетей. Пусть имя ребенка будет - Сейтек! Все джедигерцы, оскорбленные этими словами, страшно возмутились, а Кыяс закричал, придя в великую ярость:

- Джедигерцы! Поймайте дувану и бросьте его на растерзание собакам! Но дувана внезапно исчез, и никто его более не видел. В народе пошла молва:

- Имя ребенку дал святой, этот ребенок, оказывается, сын Семетея. Когда он вырастет, он убьет Кыяса.

Айчурек не выпускала сына из золотого дворца, не давала дотронуться до него даже пернатым, не позволяла никому бранить его, не давала плохой пищи, не давала плохой одежды, воспитывала его в чистоте. Кыяс не раз намеревался сделать зло ребенку, но боялся Айчурек.

Так жили они, пока Сейтеку не исполнилось двенадцать лет. У него появились признаки мужества и богатырства. И народ с почтением стал повторять его имя: "Сейтек, Сейтек".

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.