Яндекс.Метрика

Глава XII. Семетей. Бой с Кыясом и смерть Семетея.

В это время к Кыясу и Кадырбаю подъехал Канчоро. Он стал останавливать бегущих и с негодованием обратился к Кыясу:

- Я думал, ты герой, а ты оказался презреннее всех людей. Ты собрал многочисленное войско джедыгерцев, ты собирался убить Семетея и овладеть красавицей Айчурек, а как только увидел его, сразу бежишь без оглядки. Ведь его врагов побеждали Кульчоро и я, и только слава доставалась Семетею. А теперь улетело от него счастье, и ему остается только умереть. В нем нет и тысячной доли прежней силы. Так говорят: "Тайна девушки известна только ее родителям", а тайна Семетея известна мне! Если ты выдержишь битву в течение шести дней, он будет побежден.

Кыяс! Мы поклялись идти на смертный бой. Если же ты будешь так вести себя, то берегись, я перейду на сторону Семетея, и мы вместе с Кульчоро начнем наступать. Тогда спасайся: у вас не останется в живых ни одного человека, мы всех истребим! - говоря так, Канчоро упорно убеждал джедыгерцев:

- Наступайте дружнее, поймайте Семетея и отрубите ему голову!

От этих слов снова преобразился Кыяс, его войско опять пошло в наступление и ринулось на Семетея, как бурный поток. Тогда Семетей, пришпорив коня, с кличем "Манас!" сам бросился на врагов и многих из них истребил в бою.

Неожиданно перед ним оказался Канчоро, несущийся на него с криком "Кыяс!".

- О, боже мой! - взмолился Семетей, - если ты на самом деле сотворил меня человеком, дай мне силу догнать и уничтожить этого гнусного предателя!

Семетей стал преследовать Канчоро и едва не настиг его, на скаку задев полу его бешмета, но в это время Толебай с Кадырбаем, подскочив, направили на Семетея свои пики. Ему на выручку подоспел Кульчоро, своей пикой он пронзил обоих батыров и мечом отрубил им головы. Так был спасен Семетей от неминуемой гибели, и джедыгерцы, окружившие его, бежали прочь.

- Мои родичи оказались злейшими врагами, - сказал Семетей. - Они хотели убить меня самого. Кого же мне жалеть, если они сами во всем виноваты?

Снова после этого вступили в битву Семетей и Кульчоро, яростно истребляя джедыгерцев, как они когда-то истребляли китайцев. Джедыгерцы бежали с криком:
- Пощадите! Спасите наши души!

Когда Семетей и Кульчоро преследовали бегущих, конь Семетея Тайтору остановился - у него разболелась натертая спина. Семетей сошел с коня и в великом горе стоял, опершись на пику. Многочисленные воины джедыгерцев вновь окружили его.

В это время подъехал к нему его верный соратник Кульчоро. Он слез с коня, снял с себя кольчугу, надел ее на Семетея и передал ему своего коня Суркоёна. Верхом на коне Семетей выехал на холм.

Тогда Кыяс, подбадриваемый Канчоро, решил, наконец, сам лицом к лицу встретиться с Семетеем. Но как только он увидел его, сидящего на Суркоёне, он пришел в ужас от его грозного взгляда и в страхе бежал к своему войску. От испуга лишился он сознания, и у него отнялся язык. Когда же он опомнился, то сказал, обратившись к Канчоро:

- Семетей обладает нечеловеческой силой. Это нерушимый клык льва! Пока я еще жив, я уеду в свой аил. А трон Семетея, если хочешь возьми ты, Канчоро!

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.