Яндекс.Метрика

Глава XII. Семетей. Бой с Кыясом и смерть Семетея.

- Мой аба Бакай останется жить после меня... Бедный, бедный мой аба! Может быть, некому будет и похоронить его! Если бы он умер при моей жизни, я бы для поминок по нем не пожалел скота. Я бы пригласил людей со всех сторон света, куда только может конь доскакать, я бы своими руками похоронил его...

Не закончил еще Семетей говорить все это, как появился Канчоро и открыл стрельбу. Б пешего Семетея пули полетели как град, стрелы полетели как дождь.

Но никто из джедыгерцев не осмелился приблизиться к сыну Манаса. Огромное войско остановилось в замешательстве, не убегая, но и не нападая на Семетея.

В это время появился Сары-хан в сопровождении нескольких воинов. Он напал на Кыяса, и оба они, с пиками наперевес, ринулись друг на друга. Сары-хан пикой сбил Кыяса с коня, но в тот миг, когда уже намеревался отрубить ему голову, подоспел Канчоро и рассек пополам пику Сары-хана. Только тут узнал Сары-хан, что Канчоро стал изменником, и яростно схватился с ним. Канчоро выстрелил в Сары-хана, пуля попала ему в глаз, и Сары-хан был убит.

Проезжая через поле битвы, Кульчоро случайно увидел труп Сары-хана и страшно опечалился.
А Канчоро в это время все продолжал укорять Кыяса, говоря так:

- Ты трус, ты хуже последней женщины. Если ты хочешь бежать, я перейду на сторону Семетея и вместе с ним истреблю весь мир.

Смотри! Если ты не хочешь этого - то нападай на Семетея!

Кыяс, боясь этой угрозы, отдал приказ своим воинам окружить Семетея. Его многочисленное войско снова пошло потоком на Семетея и окружило его. Семетей стал повторять свое завещание и говорить Кульчоро:
- Я не сложил головы в битвах с китайцами, а теперь суждено мне погибнуть от джетыгерцев. Не погиб я в битве с врагом, а погибаю в битве с родичами. Не зажегся фитиль у аккельте, не вынесли моей тяжести скакуны Тайтору и Суркоён, значит пришел мой конец, пришла моя смерть... Если, когда закроются мои глаза, Айчурек родит сына, - дай ему имя Сейтек. Он будет твоим другом, твоей опорой и надеждой. С тобою вместе он отомстит за меня.

Снова вступил тогда Кульчоро в битву. Не допуская к Семетею наступающих джедыгерцев, он беспощадно истреблял их, и кровь их лилась потоком.

Но пуля сразила коня Кульчоро. Батыр остался пешим и пошел по полю, опираясь на свою пику. Тогда джедыгерцы окружили Семетея. Расхрабрившийся Кыяс вонзил свою пику в батыра, который лежал, закутавшись в аколпок. Своим ударом он сломал у него два крайних ребра. Раненный Семетей ударил Кыяса мечом, ударил коня Кыяса по коленям и разрубил их. Когда увидел Кыяс Семетея вблизи, снова отнялся у него язык, в страхе бежал он к своему войску и повалился на землю, потеряв сознание.

Когда Семетей был ранен, солнце затмилось над полем битвы, пошел снег, забушевала вьюга, трава покрылась льдом толщиной в длину меча. Погибло тогда великое множество джедыгерцев. Густой, непроглядный туман окутал все кругом, и Семетей внезапно исчез, неизвестно куда.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.