Яндекс.Метрика

Глава XI. Семетей. Тайбурул попадает в руки Конурбая.

Сары-хан, всюду, где только доставали его руки, сбивал китайцев пикой, а Шаимбет отрубал им головы. Когда Сары-хан с Шаимбетом стали теснить китайцев, Конурбай сказал:

- С тех пор, как я, Конурбай, стал Конурбаем, с тех пор как мне присвоено мое звание, со многими врагами мне пришлось сражаться. Вступал я в бой с Манасом, бился и с Алмамбетом, но таких могучих и храбрых батыров еще не встречал. Вот уже семь лет я воюю с ними, но не видал ни одного победного дня. Вот уже шесть лет я нахожусь с ними в схватках, но не видно, чтобы они подчинялись мне. Прожил я много, мне уже больше восьмидесяти лет, скоро будет девяносто лет, но я не встречал еще в своей жизни таких страшных врагов. Их нужно взять хитростью. Мы сейчас начнем как будто отступать, заманим их таким образом на тропу, по которой можно проходить только гуськом, встретим их там и перебьем поодиночке.

Конурбай послал великанов Орока и Майтамана занять тропу, а войска его стали как будто отступать. Шаимбет и Сары-хан, увидев бегущих, говорили:

- Бог нам помогает, китайцы побеждены, - и бросились за ними в погоню, продолжая по пути избивать китайских воинов. На узкой тропинке, где можно было проехать только гуськом, сидевшие в засаде великаны Орок и Майтаман взяли в плен сына Бакай-хана Байтайляка, сына Сары-хана Калыка и увели их к Конурбаю, как военную добычу. Тогда Конурбай, хвастаясь и веселясь, начал вновь разгораться гневом и дал приказ своим воинам во что бы то ни стало взять в плен Семетея с Бакаем.

Сары-хан, увидев, что Байтайляк и Калык попали в плен, решил освободить их и, не выдержав, вступил в бой с китайцами. Долго сражался он и, уже получив семьдесят ран, ни живой, ни мертвый кое-как убежал по направлению к Таласу.

Шаимбет подумал, что он недаром попросил у Семетея коня и его аколпок. Теперь вернуться обратно ему будет стыдно, лучше поэтому или умереть от пули или же отомстить Конурбаю за своего отца.

Ударив плетью Тайбуурула справа и слева, он бросился в бой.

Когда Конурбай увидел скачущего на коне Шаимбета, он сразу оценил его слабость и созвал своих великанов.

- Вас ожидает такая награда, которая не уместится в пазухе, - сказал он им. -Батыры мои, видите ли вы, что я вижу, знаете ли вы то, что мне известно? Бог исполнил нашу просьбу. Видите, вон тот скачущий на коне- это сын Джамгырчи, Шаимбет. Он выпросил коня у Семетея чтобы отомстить за смерть своего отца. Отец Семетея Манас был львом, а сам он еще храбрее. Если посмотреть в его душу, она шире всей черной земли. Не желая обидеть Шаимбета, Семетей дал ему Тайбуурула.

Накинем теперь ловчую петлю на Тайбуурула, которого Семетей не давал еще никогда никому из просивших. Тайбуурул, как и конь самого Манаса Аккула, стоит куда дороже моего Алгары. Этот конь для нас очень подходит. Захватив его, мы поднесем его в подарок Эсенкану. Я знаю, что если мы Тайбуурула возьмем в плен, как военную добычу, то разлука с конем для Семетея будет хуже смерти. Исполнился сон, виденный мною, когда я лежал на правом бедре. Бог исправил наши дела. Бы, мои батыры, теперь не двигайтесь с места, а против Шаимбета выступлю я сам.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.