Яндекс.Метрика

Глава XI. Семетей. Поход китайцев на Талас.

- Пусть не исполнится твоя заветная мечта, Семетей! - и бросился в бой.

Пика Мааданчи вскользь задела Семетея, но он перерубил ее своим мечом пополам. От одного прикосновения пики великана, Семетей чуть не слетел с Тайбуурула и лишь с трудом удержался в седле. Пока Мааданча осматривал своим единственным глазом сломанную пику, Семетей, обратившись с мольбой к своим праотцам, с боевым кличем в честь Манаса нанес ему новый страшный удар сыр найзой. От этого удара сырнайза у Семетея согнулась, как пучек конских волос, а ноги Тайбуурула ушли в землю по колено. От ответного удара великана пика Семетея разлетелась вдребезги.

Пока Бакай передавал Семетею свою пику, Мааданча изловчился и ударил его чугунной палицей по голове. Шлем, надетый на голову Семетея, разлетелся на мелкие, как крупинки муки, кусочки. У самого Мааданчи от этого удара обе руки свело судорогой, и он был не в силах поднять их. Напугался Мааданча и подумал:

- Оказывается, есть причина, почему Конурбай боится Семетея. Оказывается, справиться с ним не под силу мне одному. Что вы смотрите? Наступайте! - закричал он, находившейся около него, тысяче одноглазых великанов.

Пока великаны приближались к месту боя, Семетей еще раз нанес Мааданче удар пикой. От этого удара Мааданча припал к шее своего бугая. Не успел он подняться, как подскакавший Бакай ударом сбросил его на землю. Тогда Семетей, выхватив из ножен меч, отрубил ему голову.

После того вышел на поединок другой великан, по имени Дынша, еще более могущественный, чем убитый. Желая задобрить его, Конурбай и Нескара провозгласили его ханом шести ворот сорокаворотного Бейджина. До тысячи одноглазых страшных великанов следовали за ним. Как только Дынша выехал к месту боя, он стал угрожать Семетею:

- Ты меня, может быть, считаешь за такого же, как Мааданча? Но я не такой. Я уничтожу весь твой народ и до тла сожгу твой Талас.

Семетей испугался этой угрозы и подумал про себя:

- Как бы мне и впрямь не умереть от удара этого чудовища. Сохрани меня, боже, и сделай меня воином, носящим в себе дух  Манаса! - и стал он читать молитву, как перед смертью, в страхе ожидая удара великана.

Дынша нанес Семетею страшный удар своей пикой, длина которой равнялась двумстам обхватов, но Семетей сумел отбить удар секирой, а потом, погнавшись за великаном, сам нанес ему ответный удар. От силы удара пика Семетея согнулась в кольцо. Казалось, будто бы он ударил ею о камень. Тайбуурул от этого удара погрузился по колено в землю. Хотя и растерялся Дынша, но все же приказал своим великанам:

- Окружайте и вяжите Семетея.

И вот тысяча великанов окружили Семетея со всех сторон. Не замечая этого, он продолжал сбивать всех попадавшихся ему на пути, а сам внимательно наблюдал за Дыншой.

Как капусту, рубил Семетей головы великанов. В это время Кульчоро решил искать своего господина и нашел его окруженным со всех сторон. На помощь Семетею подоспели еще Бакай и другие киргизские батыры, и они вместе уничтожили всех великанов. В живых оставался один Дынша. Кульчоро нанес ему удар пикой и чуть было не сшиб его с бугая. Когда Дынша от удара Кульчоро пошатнулся, Семетей сбил его на землю пикой. При этом с головы его слетел стальной шлем. Тогда Бакай, подъехав, уличил минуту и отрубил ему голову.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.