Яндекс.Метрика

Глава XI. Семетей. Первые встречи с врагами.

Конурбай, сев на Алгару, в поисках Семетея приехал на то место, где ранее паслись его табуны. Но на привычном месте ни одного коня не оказалось, лишь там и сям лежали трупы перебитых пастухов. От этого зрелища у Конурбая упало сердце, и он сильно опечалился.

Семетей в это время, расстроенный тем, что не догнал Карагула, захватил всех коней Конурбая и, вернувшись к Бакаю, рассказал ему с начала и до конца обо всем случившемся.

Бакай, выслушав Семетея, сильно разгневался на него.

- Ты хвалишься тем, что захватил коней Конурбая, но какой толк от этих коней, несчастный ты сирота! Посмотри: ведь среди пригнанных тобою коней только жеребята и молодые кобылицы, среди них нет ни одного жеребца, ни одного мерина, нет ни одного коня, годного для Кульчоро и Канчоро! – Сказав так, Бакай отъехал в сторону.

Семетей, сам недовольный собой, впал в уныние от гнева Бакая и, не зная, что делать дальше, не слезая с Тайбуурула, снял свой олпок, покрыл им круп коня и, опершись на свою сырнайзу, уснул крепким сном. А Конурбай в это время, пустившись по следам на поиски коней, выехал как раз на то место, где находился Семетей, и увидел его спящим. Обрадовавшись, он осмотрелся вокруг и, видя, что никого нет по близости, стал раздумывать, что предпринять.

- Если бы Семетей согласился, я бы его взял к себе, провозгласил бы ханом, женил бы его! - Но, поразмыслив, он решил, что Семетей не согласится.

Батыр, заехавший так далеко для того, чтобы отомстить за своего отца, может ли принять мое предложение? Жалеющий врага - сам умрет, - решил он.

Лучше будет, если я убью его. Если он проснется, у меня не хватит сил для борьбы с ним, поэтому убью-ка я его, пока он еще спит. - Так он решил и, сняв ружье, выстрелил в Семетея. Как только раздался выстрел, Семетей, как птица, слетел с Тайбуурула и упал на землю. Он был серьезно ранен. Убедившись, что Семетей ранен и не может сопротивляться, Конурбай подъехал и, не слезая с коня, стал рассматривать его. Видя, что Семетей лежит полумертвый, он быстро соскочил с коня и стал ворочать его с боку на бок, намереваясь отрубить ему голову, и уже выхватил свой меч из ножен.

В это самое время Кульчоро, идя пешком по следам Семетея и Бакая, как раз подошел к месту, где находился большой табун лошадей; от радости он громко закричал. В табунах Конурбая находился Кокала, конь хана Кёкчё. Много лет назад, во время Великого похода попавшийся в руки врага. Теперь, когда он услышал крик Кульчоро, он подошел к нему и протянул свою шею.

Кульчоро вместо уздечки накинул ему на шею веревку, вскочил на него без седла, и поднялся на хребет горы. Это было как раз в тот самый миг, когда Конурбай, держа свой меч в руке, намеревался отрубить Семетею голову. Кульчоро, увидев это, мигом вырвал с корнем кряжистую березу и бросился на Конурбая. Не ожидавший этого, Конурбай струсил и бросился бежать. Кульчоро погнался за ним, но не мог его настигнуть.

Вернувшись и заметив, что Семетей тяжело ранен, он быстро напоил его лекарством, которое дала им на дорогу Каныкей.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.